Новости

Добрым молодцам урок

Добрым молодцам урок

“Хроники Нарнии: Покоритель Зари” преподает маленькому зрителю уроки веры, борьбы с самим собой и фехтования. Но не дотягивает до цельной экранизации, на которой родители не станут зевать.

Дружной бандой детям семейства Певенси на этот раз в Нарнию не вернуться: похорошевшие старшенькие начинают взрослую жизнь, а младшие — Люси (Джорджи Хенли) и Эдмунд (Скандар Кейнс) пережидают войну у тети в компании кузена — Юстаса (Уилл Пултер). Белобрысый поганец — жуткий зануда, трус, да и вообще откровенно неприятный малый. Вот с ним-то, круглолицым, Люси и Эдмонду придётся снова попасть в волшебную Нарнию, на палубу корабля с воинствующим названием — “Покоритель зари”. Вместе с глянцевым принцем Каспианом (Бен Барнс) и любящими потрепать языком животными дети поплывут на поиски седоволосых лордов и великого Аслана, короля-льва Нарнии.

Экранизация известной книги, а тем более всемирно любимой английской сказки Клайва Льюиса — априори занятие с подножкой. Слишком много тех, кто по строчкам знает литературный оригинал. Да, у поклонников литературной нарнийской саги есть все основания кидать в создателей экранизаций помидорами. Но как бы фильмы ни трещали по швам, нужно признать: “Хроники Нарнии” на экране — убедительный для детей младшего школьного возраста волшебный блокбастер, эдакий “средний сын” в кинопроизводстве сказок, который — “и так и сяк”. После раскачивающей первой нарнийской части про льва, колдунью и волшебный шкаф и откровенно провальной второй о принце Каспиане хотелось посоветовать режиссеру Эндрю Адамсону (“Шрек”) больше не браться за тонкие сказочные материи, а дальше заниматься сморкающимся зеленым великаном, то после “Покорителя Зари”, за который отвечает уже Майкл Эптид (“С меня хватит”) хочется увидеть полноценное завершение английской истории.

“Покоритель Зари” Эптида вышел красивым морским роуд-муви с приличной долей здорового морализаторства. На последнее всё и работает: не цельный, будто из лоскутков сшитый сюжет истории, надуманные и в некотором роде нелогичные сюжетные ходы. Бессмысленные поиски нарнийских лордов, сцены фехтования и битв, — все это не ради спасения волшебного мира от зла, а только лишь затем, чтобы выбить из детей Певенси дурь да научить противного парня Юстаса жизни. Каждый всплеск экшена в “Покорители Зари” заканчивается, по сути, тем, что “добрым молодцам” преподают “урок”: рыжая Люси, побывав на острове невидимых однотопов, перестает завидовать красоте старшей сестры Сьюзан и больше не смотрит в зеркало с непроизносимым вопросом “свет мой, зеркальце, скажи”; в буквальном смысле побывав в чешуйчатой шкуре дракона, помахав мечом, трусливый Юстас становится достойным воином, на которого теперь сам бог — лев Нарнии возлагает надежды. И в этом и есть попадание Майкла Эптида в историю Клайва Льюиса. Попросту не сумев грамотно организовать сюжет фильма, режиссер подал в 3D рассказ о том, как маленький человек вначале должен победить зло в себе, прежде чем хвататься за меч в попытке установить мир во всем мире. Пусть и сказочном. Вера, добро, любовь и братство в “Покорителе зари” — не просто привычный набор слов для нравоучительной книжки и добропорядочного фильма, а отсылка к христианским понятиям, ставку на которые и сделал в своих сказочных романах Клайв Льюис. “Не возгордись” — говорят обстоятельства Эдмунду Певенси, склонного еще с завязки сказки к предательству братьев и сестер ради кусочка вкусного “рахат-лукума”. “Не укради” — навсегда впитает в себя жадный до золота Юстас. Морали в новой части так много, что, скорее, маленький зритель запомнит ее, чем компьютерную 3D-битву с морским змеем. “Может, и вернешься” — львиным басом произносит благородный Аслан в конце сказки. “Может, и снимете” — хочется намекнуть режиссерам на реализацию достойной концовки английской саги. Только чтобы в семействе детских экранизаций средний брат перестал быть “и так и сяк”, а вырос в “умного детину”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА