Новости

К свободе не готовы?

К свободе не готовы?

Образование в рамках стандарта останется бесплатным

Проект нового закона “Об образовании” выставлен во Всемирной сети для публичного обсуждения. До 1 февраля будущего года любой неравнодушный житель нашей страны может высказать свои предложения и мнения относительно этого документа. Вместе с тем, дискуссии о настоящем и будущем российской школы, о качестве современного образования не прекращаются.

Документ заменит два базовых закона — “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, которые были приняты в 1992-м и 1996 годах соответственно. С особым нетерпением нового закона ждут школы России. “Существующее законодательство об образовании является весьма противоречивым и устаревшим, требуется принятие нового документа, в котором будут чётко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Это обеспечит открытость системы образования в интересах каждого гражданина и общества в целом”, — считает глава министерства образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

ВЦИОМ представил в конце прошлого года данные о том, как жители нашей страны оценивают ситуацию в системе школьного образования. Мнения респондентов разделились. Так, 38 процентов опрошенных считали, что ситуация складывается позитивно. При этом положительные оценки давали, в первую очередь, те, у кого есть дети школьного возраста. Однако 49 процентов респондентов не удовлетворены ситуацией в российской школе: 37 процентов считают её тревожной, а 12 — вовсе критической.

В ноябре в нашем городе состоялся первый Красноярский педагогический марафон учебных предметов. Эксперты в области образования обсуждали проблемы, достижения и направления развития этой сферы. В числе приглашённых были и столичные гости, среди них — “отец” Единого государственного экзамена, вице-президент РАО Виктор Болотов.

— Главный плюс сегодняшней системы образования — мотивированные дети, — считает он. — Современные школьники нацелены на изучение определённых предметов, на достижение тех или иных успехов. Кроме того, они имеют больше возможностей, чем дети и подростки предыдущих поколений: у них есть Интернет, цифровые образовательные ресурсы. Еще один положительный момент — свобода школ. Что бы ни говорили о зависимости директоров от учредителей, всё равно современная школа более свободна, чем советская. Хорошо, что в стране стали создавать независимую систему качества образования. Раньше мы не имели представления о том, как учатся наши дети. Знали только про элиту, которая выигрывала международные конкурсы и олимпиады.

К явным минусам сложившейся системы Виктор Болотов относит стратификацию школ: большой разрыв между востребованными учебными заведениями с высоким качеством образования и явными аутсайдерами — школами, которые не пользуются популярностью у учеников и родителей. Причём, по мнению экспертов, переход на новую систему финансирования учебных учреждений может усилить этот процесс.

— Сегодня вопрос изменения финансово-экономических условий работы школ обсуждается везде: в Государственной думе, в министерстве финансов, — рассказывает Виктор Александрович. — Дума одобрила Федеральный закон № 83 для усиления финансовой самостоятельности государственных и муниципальных учреждений, а теперь депутаты пытаются понять, что же они приняли.

Закон переводит эти учреждения в новые категории: бюджетных, казённых и автономных. У каждой из них будет своя система финансирования.

Осенью специалисты ВЦИОМ спросили у жителей нашей страны, как они относятся к таким нововведениям. Оказалось, что большинство респондентов эту идею воспринимают отрицательно (61 процент). Главная причина такого отношения — трактовка изменений как перехода на платное образование. Отсюда и возникают два главных контраргумента нововведения: представление о возможном снижении уровня грамотности населения из-за невозможности “платить за обучение” (30 процентов), а также тезис о том, что общее образование в принципе должно быть бесплатным (21 процент).

Положительно воспринимают инициативу только 11 процентов опрошенных. Причём из них 23 процента убеждены, что благодаря такому шагу повысится качество образования, 14 процентов уверены, что расширится выбор предметов и формы обучения.

— Обсуждая возможные варианты нового финансирования, эксперты говорят, что в категорию казённых перейдут малокомплектные сельские школы, школы для детей с серьёзными задержками в развитии, нарушении интеллекта, — говорит Виктор Болотов. — И казна должна взять на себя ответственность за содержание этих учебных заведений. Никакой самостоятельности у таких школ не будет, только сметное финансирование. Серьезную свободу получат автономные учреждения. В перспективе они будут бороться за свое содержание сами, используя этот ресурс.

По мнению Болотова, “автономки” получат ряд плюсов. Руководитель таких школ не будет зависеть от учредителя, его будет выбирать коллектив или управляющий совет.

— Автономным учреждениям не придётся расписывать деньги по смете: выиграл конкурс на получение госзаказа и сам планируешь, сколько средств потратить и на какие цели. Главное — результат, — отмечает он. — Что касается опасений родителей о платном образовании, то они напрасны. Стандартная программа останется бесплатной, средства будут собирать только на дополнительные предметы и услуги. Стоит отметить, что деньги с родителей сегодня собираются и без этого закона. Какие-то учреждения делают это легально решением общего собрания: на охрану, дополнительное питание. А какие-то просят “добровольный” вступительный взнос. И на чей счёт он попадает, не всегда понятно. Переход на новую систему оплаты должен переломить систему, перейти от теневых схем дополнительных доходов к прозрачным. Автономные учреждения будут работать на индивидуальные потребности родителей.

Вместе с тем переход на “автономку” требует серьёзной подготовки и наличия определённых ресурсов. “Бессмысленно говорить об автономной системе, если учреждение не умеет работать с внебюджетными средствами, — считает Виктор Александрович. — Тогда не надо и пробовать переходить на неё. Также не стоит становиться автономными тем заведениям, в которых ни родители, ни педагоги не понимают, какие плюсы получает школа при новой системе”.

Столичные педагоги к новой системе финансирования относятся настороженно.

— Тенденция к автономии у школ Москвы есть, многие стремятся к большей мобильности, — рассказывает Юлия Грицай, директор московского Центра образования № 734 “Школа самоопределения”. — Но считают, что на данном этапе это — смелый шаг, ресурсно к нему готовы немногие. Есть школы, которые выразили желание перейти в “автономку”, но пока департамент образования Москвы заморозил эти проекты, потому что законодательная база до конца не позволяет начать этот процесс.

В нашем городе в ближайшее время перейти на автономную систему финансирования планирует гимназия “Универс”.

— Таким образом, мы получаем больше возможностей, — считает Елена Чиганова, директор этого образовательного учреждения. — При существующем финансировании программу развития гимназии поддерживать сложно. Например, в нашем учреждении существует такой элемент, как оценка индивидуального прогресса ученика. Бюджетных средств на эти цели не предусмотрено. Будем использовать на реализацию этого проекта дополнительное финансирование.

Заместитель директора гимназии “Универс” Олег Баландин добавляет: “Учреждение получает максимальную гибкость, с её помощью можем добиваться максимального результата”.

…Подводя итог педагогического марафона, Виктор Болотов отметил: Красноярский край был, есть и будет одной из инновационных площадок российского образования. Опыт преподавателей нашего города известен за пределами региона. Красноярские школьники могут гордиться своим образованием.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА