Новости

Владимир Чащин: “Сессия со знаком плюс”

Владимир Чащин: “Сессия со знаком плюс”

Во вторник состоялась последняя в уходящем году сессия Красноярского городского Совета. Среди множества прочих вопросов депутаты рассмотрели и бюджет города на следующий год. Подвести итоги сессии в частности и уходящего года в целом редакция “Городских новостей” попросила председателя Красноярского городского Совета Владимира ЧАЩИНА.

— Владимир Федорович, главным вопросом минувшей сессии, наверное, было принятие бюджета города на следующий год. Каким он получился?

— Бюджет, на мой взгляд, получился выверенным. В его основу заложена реальная оценка ситуации. Доходы бюджета на 13 процентов выше тех цифр, с которыми мы начинали 2010 год. Это говорит о том, что наши предприятия — и крупные, и небольшие — преодолевают последствия кризиса, увеличивают объемы производства, расширяют штаты. При обсуждении в комиссиях депутаты задавали разные вопросы — и о том, все ли доходные источники максимально учтены, и нет ли излишнего оптимизма при подсчёте доходов. Но те данные, которые были предоставлены, тот анализ, который провела администрация, доказывают: мы имеем дело с качественным документом. И сомнений в том, что бюджет будет выполнен, не возникает.

Главное отличие нового документа от бюджета 2010 года в том, что городу наконец-то после кризиса вновь удастся направить существенные средства на капитальные расходы. Закончатся работы сразу на нескольких социальных объектах. Будет сдан детский сад на Пушкина, школа в Северном, травмпункт на Красноярском рабочем, детский кинотеатр “Мечта”. Особенно важно это потому, что большая часть данных строек была заморожена.

Много средств будет вложено в строительство и ремонт дорог. В этом году на федеральном уровне стартовал партийный проект “Новые дороги городов единой России”. Он направлен на ремонт прежде всего внутриквартальных проездов и дорог во дворах. И касается он центров субъектов федерации. Красноярску в рамках проекта будет выделено почти 500 миллионов рублей. Таких сумм на внутриквартальные проезды и дворы город не тратил никогда. Это серьёзная помощь.

— А что касается обсуждения бюджета до сессии, в комиссиях, оно было бурным?

Бюджет нельзя рассматривать поверхностно. От него зависит, как проживёт город очередной год. И здесь не должно быть места популизму. Главным принципом должен стать конструктивный диалог. Именно таким он и был. Мы обсуждали и проблемы, на которые в бюджете пока средств предусмотрено меньше, чем хотелось бы. Это содержание и уборка города, его освещение. Снегопады в Красноярске вновь показали нехватку уборочной техники. Недавняя трагедия в Ванаваре, где произошёл взрыв на котельной, ещё раз напомнила всем: в Сибири к зиме надо готовиться самым тщательным образом.

Состояние учреждений социальной сферы тоже требует усиленного внимания. В Красноярске работает почти 600 учреждений соцсферы. Многие из них находятся в старых зданиях, оборудование там не всегда новое. Да и современные требования ужесточились. Чтобы выполнить все те замечания, которые есть сейчас, надо три с половиной миллиарда рублей. Понятно, что за год этих средств не найти, но постепенно проблема решается. Для этого разработаны две целевые программы.

Все проблемы, о которых я сейчас говорю, обсуждались в комиссиях, на фракции “Единая Россия”. И мы будем вместе с администрацией выходить на краевой уровень, ещё раз убеждать депутатов Законодательного собрания, что в решении этих вопросов надо ускоряться.

Главный плюс в том, что в бюджете прослеживаются чётко выстроенные приоритеты и нет метания из стороны в сторону.

— Кстати говоря, о приоритетах. В Красноярске уже традиционно они выстраиваются не только на один, три года, но и на десятилетие вперёд. Сейчас в городском Совете обсуждается проект программы социально-экономического развития Красноярска до 2020 года. Согласны ли депутаты с тем видением будущего краевого центра, которое предложила администрация?

— Во-первых, это видение, которое предложила администрация совместно с учеными. Видение, которое поддержали жители, присылавшие свои предложения в программу, приходившие на публичные слушания. В программе учтено и мнение депутатов, это и наш документ в том числе.

Такой программный подход в современной России Красноярск начал использовать одним из первых ещё в 1998 году. Тогда многие считали это бесперспективным, заявляя, что рынок и планирование несовместимы. Сегодня подходы полностью изменились. На федеральном уровне требуют, чтобы собственную программу развития имели не только такие крупные города, как наш, но и самые маленькие населённые пункты.

Правоту такой позиции доказывают и итоги действующей сейчас программы развития Красноярска до 2010 года. Она была просчитана настолько качественно, так верно были выбраны векторы, что по большинству показателей город практически точно выполнил намеченное. Так, например, предполагалось, что к концу нынешнего года в Красноярске будет проживать 973,4 тысячи жителей, а сейчас нас 969,5 тысячи. Среднюю зарплату планировали 24,7 тысячи рублей на конец 2010 года, сейчас, еще до конца года, она составляет 24,1 тысячи.

В новой программе тоже выпукло обозначены приоритеты в развитии экономики, в социальной сфере. Это строительство больниц, школ, детских садов, создание новой городской среды. Надеюсь, через десять лет, подводя итоги, скажут о таких же достойных результатах.

— Программа развития города действительно много обсуждалась горожанами. В последнее время вопрос по участию жителей в жизни города постоянно поднимается. Не так давно депутаты обсуждали один из вариантов продолжения проекта “Народный бюджет”, на одной из сессий вставал вопрос по трансляции заседаний. Люди у нас стали активнее?

— Я бы по-другому сформулировал. Дело не столько в активности, сколько в понимании роли и места горожан в процессе управления жизнью города. Оно постепенно растёт, и одновременно создаются условия для участия граждан в этом процессе. В будущем году городскому самоуправлению в Красноярске исполнится пятнадцать лет. На протяжении полутора десятилетий продолжается большая работа по принятию нормативных актов, необходимых для дальнейшего развития местного самоуправления в Красноярске. В нынешнем году были приняты решения “О порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Красноярске”, “О порядке назначения и проведения в городе Красноярске собраний, конференций граждан”.

Впервые по предложению инициативной группы жителей Красноярска в составе 52 человек в Красноярском городском Совете депутатов прошли публичные слушания по проекту решения городского Совета. Проект предполагал новые возможности участия граждан в формировании бюджета города. В публичных слушаниях, прошедших 20 октября нынешнего года, приняло участие 111 человек. По проекту правового акта поступило 67 предложений, в том числе 66 рекомендаций об его отклонении.

Комиссия по проведению публичных слушаний рекомендовала отклонить проект решения Красноярского городского Совета депутатов “О внесении изменений в некоторые решения Красноярского городского Совета депутатов с целью привлечения граждан к участию в формировании бюджета города”. Эта позиция была сформирована с учетом того, что в настоящее время существует уже достаточно механизмов для участия граждан в обсуждении проекта бюджета города. В частности, законом предусмотрено обязательное опубликование проекта решения о местном бюджете и его размещение в сети Интернет, а также проведение по данному проекту публичных слушаний, участие в которых вправе принять заинтересованные жители города. Также граждане вправе направлять обращения в органы городского самоуправления, в которых могут быть изложены какие-либо предложения по проекту бюджета города.

Что касается открытости нашей деятельности, могу сказать: мы всегда к ней стремились, и в числе первых в России приняли решение, по которому уже в ближайшее время, с 2011 года, протокольные аудиозаписи заседаний Красноярского городского Совета депутатов будут транслироваться в режиме реального времени на официальном сайте городского Совета. Документом также предложено транслировать аудиозаписи коллегии администрации города, публичных слушаний по проектам бюджета города и отчёта о его исполнении, программам социально-экономического развития Красноярска.

— Владимир Федорович, о народных чаяниях Вы узнаёте не только как депутат, но и как руководитель общественной приёмной Владимира Путина. Вопросы, с которыми к Вам обращаются как к депутату и руководителю приемной, различаются?

Структура поступающих обращений очень похожа. На первом месте — обеспечение жильём, проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Беспокоят людей вопросы социальной поддержки, выделения пособий, субсидий, выплаты заработной платы.

Чаще всего к нам в общественную приёмную В. В. Путина обращаются пожилые и социально незащищённые граждане — пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные родители. Мы стараемся сделать всё возможное для каждого заявителя. Для этого есть два пути. Первый: выполнить конкретную просьбу человека, и мы помогаем, к примеру, получить льготу, субсидию, адресную помощь, помощь в ремонте жилья и так далее. Второй путь — внести изменения в действующее законодательство, если анализ поступающих обращений, изучение отдельных просьб и жалоб граждан позволяет выявлять проблемы, касающиеся целой категории населения.

Так, после жалоб педагогов, проживающих в сельской местности, о том, что они не получают положенные льготы, мы направили свои предложения в Законодательное собрание Красноярского края. В ответ в июне нынешнего года Законодательное собрание края приняло Закон “О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа)”. Среди примеров такой работы — предложения по расширению возможностей использования материнского капитала, изменению порядка оплаты инвалидами проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом, просьба об установлении мер социальной поддержки для детей-сирот по оплате коммунальных услуг. Только с начала 2010 года мы направили в ЦИК партии 11 предложений по изменению федерального законодательства.

— На прошедшей сессии обсуждался и вопрос повышения квартплаты. Крайне непопулярный во все времена. Депутаты в очередной раз дали своё согласие на повышение, притом что зарплата бюджетников с января точно уже не вырастет. Чем руководствовались депутаты, когда голосовали?

— Этот вопрос мы в деталях рассматривали на одном из заседании фракции “Единая Россия”. Итогом этой встречи стало предложение снизить до 12 процентов предполагаемое повышение. И эта цифра стала окончательной. Но особо хочу отметить, что на сессии городского Совета речь шла только о повышении жилищной услуги и только для тех горожан, которые живут в неприватизированных квартирах. Для сравнения: жилищная услуга составляет только 30 процентов от всей нашей квартплаты, а 70 процентов — это коммунальные услуги: свет, вода, тепло. Их поставляют нам в основном компании-монополисты, а тарифы для них устанавливаются на государственном уровне.

Неприватизированных квартир в Красноярске осталось совсем немного, чуть больше десяти процентов. Все остальные вопросы о тарифе на жилищную услугу должны решать самостоятельно на общем собрании дома. Что и по каким ценам закладывать в этот тариф, могут сказать только жители конкретного дома, а не ТСЖ или управляющая компания. И нужно последовательно отстаивать свои права в этом вопросе.

— Ещё одним острым вопросом стало обсуждение концепции развития рекламы на территории города. Почему дебаты до сессии были такими долгими и такими жаркими?

— Вопрос о наведении порядка с размещением рекламных конструкций в городе назрел давно, он очень непростой, поэтому так долго и эмоционально обсуждался в комиссиях и на рабочих группах. Предложенная концептпрограмма размещения рекламных конструкций на территории Красноярска позволит упорядочить и оптимизировать размещение рекламных конструкций, перенести крупноформатные конструкции из исторической части города в иные районы, использовать единый стиль оформления.

— Следующий год — каким будет он для городского Совета?

— Прежде чем говорить о следующем годе, разрешите в нескольких словах подвести итоги этого. За 2010 год Красноярский городской Совет провел восемь очередных и внеочередных сессий. Было принято 64 решения, 29 постановлений горсовета, не считая тех, что обсуждались на прошедшей сессии. Позитивными были все решения, касающиеся бюджета текущего года. Мы трижды его корректировали, и каждый раз в сторону увеличения. В декабре прошлого года принимали бюджет с параметрами меньше 20 миллиардов рублей по доходам. В действующем бюджете доходы увеличены на полтора миллиарда рублей. Аналогичная ситуация и по расходам. Прибавка составила 2,2 миллиарда рублей.

Например, в начале года не было возможности предусмотреть средства на дорогостоящее оборудование для больниц города. Однако уже летом удалось изыскать почти 60 миллионов рублей на эти цели. И при последующих корректировках добавили еще 13.

Все знают, что лучшее средство от болезней — это здоровый образ жизни. Об этом говорил в своем недавнем послании президент России. В Красноярске в этом направлении уже не первый год ведется планомерная работа. В течение этого года ее удалось усилить. Было выделено почти 15 миллионов рублей на обустройство популярной зоны отдыха горожан на острове Татышев. В следующем году эти работы планируется продолжить.

При любой возможности выделялись средства на уборку города. Если 2010 год мы начинали с 600 миллионов рублей, то к концу года удалось увеличить расходы вдвое. То же самое можно сказать и о подготовке города к зиме. Эти расходы возросли с 250 миллионов до 450 миллионов рублей.

Уверен, что в декабре 2011-го мы будем подводить итоги тоже со знаком плюс.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА