Новости

Бескультурье страшнее бездорожья

Бескультурье страшнее бездорожья

Только взаимоуважение спасёт участников движения

Первый автомобильный наезд со смертельным исходом произошёл в парке лондонского пригорода 17 августа 1896 года. Сотрудник компании моторных экипажей Артур Эдселл давал показательные выступления на самоходном агрегате. Отвлекшись, он наехал на Бриджет Дрисколл, которая мирно гуляла по аллее парка. Удар пришёлся в голову, и 44-летняя англичанка скончалась в считаные минуты. Расследование показало, что Эдселл в момент наезда развлекался беседой с барышней, сидевшей рядом с ним на сиденье, а женщину на аллее просто не заметил.

Причина первой страшной аварии — отвлечение внимания — и по сей день входит в список основных причин смертности на дорогах. Отчего это происходит? От бескультурья, тотально поглотившего нас. Об этом говорят все — от министров до автомобилистов. И наша рубрика “Вопрос месяца” это ещё раз доказала. Каждый материал, посвящённый проблемам аварийности, сводился к одной мысли: нам надо повышать уровень культуры поведения на дорогах. Неуважение участников движения по отношению друг к другу — вот корень зла! Что нужно сделать, чтобы его изжить? Штрафовать — полагают одни. Перевоспитывать — настаивают другие…

Депутат Госдумы Александр Гуров активно продвигает идею о введении ответственности за проявления хамства на автодорогах, которые не являются прямым нарушением правил дорожного движения. Он ссылается на то, что сегодня есть статья “Хулиганство”. В ней говорится о явном неуважении к обществу и нарушении общественного порядка. Так почему бы не адаптировать её к ситуации на дороге? “Когда человек умышленно хамит, игнорирует других участников движения, что хочет, то и делает, даже, может, особо не нарушая ПДД... Подумать надо: возможно, ввести для таких некую административную ответственность”, — так рассуждает депутат. По его словам, зачастую именно бескультурье провоцирует аварийные ситуации. А в авариях, не стоит забывать, гибнут люди. Так зачем же доводить до крайностей?..

— Проблемы на дороге — одно из проявлений ментальной проблемы России, — рассуждает психолог Елена Кудрявцева. — Что в поведении водителя повышает вероятность ДТП? Такие качества, как аффективность — часто возникающие и по любому малейшему поводу сильные эмоции, импульсивность — то есть склонность немедленно реализовывать возникший порыв без предварительного осмысления. Отсюда совершение какого-либо маневра на дороге необдуманно, скоропалительно. Торопливость — как стиль поведения вообще, отсюда и соответствующий стиль вождения в частности. Отсутствие установившейся системы общечеловеческих гуманистических ценностей — неуважение к другим участникам движения. Всё это присуще нам. И только глобальная культурная переориентация поможет избавиться от этих бед.

Между тем, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий на планете погибает более миллиона человек, миллионы людей получают тяжёлые травмы. Благодаря принятым Генеральной Ассамблеей ООН резолюциям по улучшению глобальной безопасности дорожного движения в ряде стран наблюдаются тенденции постепенного снижения уровня аварийности и смертности на дорогах. Однако в России эти показатели остаются на протяжении долгого времени неизменно высокими. По мнению председателя Совета Федерации Сергея Миронова, причина не только в плохом состоянии дорог и транспортных средств, но и в человеческом факторе. По его убеждению, культура поведения на дороге должна прививаться с детства. Каждый участник дорожного движения должен осознать, что недисциплинированность на дороге — это фактически покушение на жизнь, здоровье и благополучие законопослушных граждан. Поэтому, считает спикер, необходимо активизировать и разнообразить пропаганду неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, привлечь к этому делу профессиональных психологов, средства массовой информации.

Особо отметил Сергей Миронов значение придорожной рекламы. Он считает абсолютно недопустимой ситуацию, когда рекламные щиты загораживают дорогу и дорожные знаки, отвлекают внимание водителей. Нужны чёткие критерии для размещения подобной рекламы. Ещё одно важное направление — это повышение качества подготовки водителей. Спикер Совета Федерации назвал порочной практику, при которой получение водительских прав поставлено на коммерческий поток, а экзамены превращаются в пустую формальность. Обучение будущих водителей должно вестись на современном техническом уровне, а наказания за нарушения правил дорожного движения должны быть едиными для всех, без всяких исключений.

Стоит отметить, что в Красноярске предпринимается немало усилий по повышению уровня культуры на дорогах. Всевозможные акции от ГИБДД и местных СМИ, конкурсы в образовательных учреждениях и другие интересные инициативы.

Главное управление образования администрации Красноярска совместно с различными ведомствами организовало интересный конкурс “Знатоки дорожных правил — 2010”. Мероприятие направлено на пропаганду норм безопасного поведения школьников на дорогах, расширению правовой грамотности, ответственности участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов, будущих автомобилистов. Отмечено, что постоянная профилактическая работа с детьми, регулярное проведение подобных конкурсных испытаний необходимы и дают положительный эффект в воспитании культуры поведения детей на улицах города. Ведь известно, что поведение пешехода также влияет на дорожную ситуацию.

А “Красноярский автоклуб” в свою очередь выдвинул идею: принять в городе Хартию вежливых водителей. Директор клуба Алексей Араджиони заявил, что они организовали общественное движение “Уважение — гарантия безопасности”, в рамках которого предлагают всем красноярским водителям следовать правилам Хартии. Их всего десять. Смысл сводится к тому, чтобы всегда соблюдать правила дорожного движения, думая при этом о себе и о других, не отвечать хамством на хамство и уважать пешехода. Эксперты считают, что 50 процентов аварий на дорогах происходят именно из-за отсутствия уважения участников движения друг к другу. Между тем, не нужно стесняться быть хорошим и никогда не делать того, что тебя самого раздражает в других водителях. Ямы и пробки на дорогах, отсутствие парковок — проблемы, которые портят настроение всем. Но решение этих проблем не зависит напрямую от водителей, зато именно от водителей зависит создание на дороге благоприятной психологической атмосферы. Алексей Арджиони считает, что Красноярск должен и может стать в этом отношении самым культурным городом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА