Проспект культуры

В краевой научной библиотеке работает выставка о творчестве Михаила Годенко

Он руководил красноярским ансамблем 28 лет.

В краевой научной библиотеке работает выставка о творчестве Михаила Годенко
Экспозиция в краевой научной библиотеке.

Михаил Шуклин

Сотрудники краевой научной библиотеки решили по-своему отметить юбилей знаменитого балетмейстера Михаила Годенко. В читальном зале отдела литературы по искусству открылась книжно-иллюстративная экспозиция «Отражая жизнь в танце...»

На выставке представлено много книг и об ансамбле танца Сибири, и о самом Михаиле Годенко, а также литература, которую можно назвать учебной (например, «Методика преподавания народного танца»). Самое же ценное в экспозиции — многочисленные фотографии коллектива и его руководителя и воспоминания о талантливом хореографе.

Есть даже снимки 1940-х годов: вот будущая знаменитость в московском джазовом коллективе милиции, а вот во время работы в Норильском музыкальном театре и в Красноярском ансамбле танца Сибири. По фото можно проследить весь творческий путь человека-легенды. А в книге «Михаил Годенко — мастер танца» собраны замечательные воспоминания людей, близко знавших одного из величайших балетмейстеров современности. Например, Леонида Самойлова, бывшего руководителя краевой филармонии.

— С 1964 года я и Миша навсегда связали свою жизнь с Красноярском, — отмечал Леонид Самойлов. — Здесь пришла к нему сначала всесоюзная, а потом и мировая слава. Михаил стал народным артистом СССР, Героем Соцтруда… Он так сроднился с этим городом на Енисее, что впоследствии называл себя сибиряком — красноярцем... Как руководитель Годенко исповедовал суворовский завет: тяжело в учении — легко в бою. В Красноярске им было установлено жёсткое правило: ежедневные репетиции по четыре-пять часов, а в дни концертов — по два часа. Причём каждый день обязательно давался урок хореографии. В целом очень солидная нагрузка. Другого способа работы Михаил не признавал. Я десять лет возглавлял филармонию и все эти картины наблюдал постоянно.

У блестящего баяниста Владимира Корнева свои воспоминания:

— Я должен сказать, что суть его таланта — многогранность. Мне, музыканту, было что всерьёз обсуждать с ним. Он прекрасно чувствовал музыку и потом не раз демонстрировал абсолютное попадание в музыкальное оформление своих постановок... Его упрекали в отходе от танцевальных традиций. А импровизация была в центре его творческого метода.

Опубликованы в книге и воспоминания супруги хореографа Нины Годенко.

— Мы прожили вместе 44 года, которые прошли радостно, как праздник, — поделилась она. — Правда, был один крупный конфликт. Я ни в какую не хотела ехать в Красноярск. До развода доходило. Но он побывал там, приехал окрылённый, полный замыслов. Помню курьёзный случай. Захотели красноярские начальники одарить нас загородной дачей. Мы даже поехали смотреть окрестности. Действительно, природа изумительная! Походили, поглазели. И Михаил Семёнович воскликнул: «Красиво! Но я же здесь больше двух дней не выдержу!» История с комфортом повторилась и в Ленинграде, где нам предложили квартиру возле парка. На что Миша ответил: «Не нужен мне свежий воздух в парке! Мне нужен город, шум, кипучая жизнь!»

Очень интересны интервью, которые Михаил Семёнович давал иностранным журналистам. С материалами тоже можно ознакомиться на выставке. К примеру, в 1974 году корреспондент испанской газеты в Валенсии спросил, как отображается в танцах холодный климат Сибири, на что Михаил Семёнович ответил: «Красноярский край большой, и там разный климат, и вот это и заставляет танцевать в разном темпе». Следующий вопрос: «Почему все девушки блондинки?» Ответ балетмейстера: «Всё очень просто: белый цвет — цвет снега, а без снега нельзя представить Сибирь».

Спрашивали журналисты и о прекрасных сценических костюмах коллектива. Отчасти ответ на этот вопрос дают экспонаты библиотечной выставки. Насколько трепетно руководитель ансамбля относился к этой составляющей работы, говорит представленная справочная литература. Например, такие книги, как «Народный костюм в Сибири», «Панёва и юбка» и прочие. Кстати, костюмов у артистов ансамбля в общей сложности около 600, на каждый танец — свой. Разрабатывались они по эскизам художников, а шились в лучших мастерских СССР под руководством научных работников Большого театра.

Довольно много рассказывается в экспозиции о том периоде, когда в 1980 году Михаил Годенко был главным балетмейстером церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве. Для постановки сюиты «Дружба народов» Михаил Семёнович два года собирал материал. Чтобы создать единый многонациональный танец, побывал во всех союзных республиках. В сюите было задействовано 3 000 танцоров из всех союзных республик (из 480 человек делегации танцоров СССР 130 были красноярцами). Репетиции проходили на стадионе «Энергия» под палящим солнцем, два раза в день, по четыре часа с перерывом. Даже от профессионалов это требовало немалых сил, а самодеятельным артистам приходилось и вовсе нелегко. В те дни очень ярко проявился не только талант Годенко, но и его удивительная способность находить общий язык с балетмейстерами республиканских ансамблей. В итоге ему удалось создать ту творческую атмосферу, в которой каждый участник чувствовал себя равным среди других и демонстрировал своё мастерство.

Выставка «Отражая жизнь в танце…» открыта в читальном зале отдела литературы по искусству краевой библиотеки до 20 мая. 12+

В тему

Ансамбль стал знаменитым на весь мир. Без его выступления не проходило ни одно значимое в стране мероприятие. Когда проходил XXV съезд коммунистической партии Советского Союза, ансамбль находился на гастролях во Франции. Для того чтобы они выступили в Москве с миниатюрой «Регулировщицы», был специально организован чартерный рейс Париж — Москва.

Память

С 1993 года имя хореографа и балетмейстера носит Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири. В 1999 году на фасаде дома на проспекте Мира в Красноярске, где жил хореограф, установлена мемориальная доска. Имя Годенко носят теплоход (с 2009-го) и одна из улиц в Октябрьском районе (с 2008-го). В 2014 году жители Красноярского края проголосовали за установку памятника Михаилу Годенко. Он установлен в 2017 году в сквере на Комсомольской площади.

Акцент

Михаил Годенко — участник Великой Отечественной войны. Он служил в ансамбле Второго Украинского фронта. В 1943 году Михаил Семёнович был награждён медалью «За боевые заслуги», в 1945 году — «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». В 1946 году был демобилизован.

Автор: Светлана Юрьева

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА