Персона

Режиссёр Красноярского театра оперы и балета Даниил Дмитриев: “Зрители поняли: прежней России нет”

Даниил Дмитриев новый человек в Красноярском театре оперы и балета. Приглашение на работу в учреждение Даниил получил в качестве спецприза от театра по итогам конкурса “НАНО-опера”. Окончил дирижёрско-хоровой факультет Псковского областного колледжа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова, факультет музыкального театра ГИТИСа. Работал в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна. С августа 2017 года — режиссёр Красноярского театра оперы и балета.

Режиссёр Красноярского театра оперы и балета Даниил Дмитриев:  “Зрители поняли: прежней России нет”

Даниил Дмитриев новый человек в Красноярском театре оперы и балета. Приглашение на работу в учреждение Даниил получил в качестве спецприза от театра по итогам конкурса “НАНО-опера”. Окончил дирижёрско-хоровой факультет Псковского областного колледжа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова, факультет музыкального театра ГИТИСа. Работал в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна. С августа 2017 года — режиссёр Красноярского театра оперы и балета.

— Как Вы думаете, почему именно Вас пригласили в театр после очередного тура конкурса “НАНО-опера”?

— Насколько мне известно, у руководства театра было желание пригласить на работу режиссёра. Художественный руководитель Сергей Рудольфович Бобров и главный режиссёр Нэеме Кунингас следили за творческой лабораторией “НАНО-опера”, прошедшей в Красноярске, и были в жюри конкурса “НАНО-опера”, завершившегося в Москве. Им, судя по результату, понравились мои работы. Для меня большая честь, что выбор руководства пал именно на меня. Очень хорошо приняли в Красноярске. Приступил к работе ещё летом.

— Какой фрагмент оперы Вы ставили во время финального этапа в Москве?

— Ставил сцену ссоры из оперы “Кармен”. Ставил как бабий бунт против мужиков, получил вторую премию, приз зрительских симпатий от телеканала “Культура” и приз зрительских симпатий от зрителей, посетивших “НАНО-оперу”. И от КГТОиБ имени Д. А. Хворостовского мне присудили спецприз — приглашение на работу в театр.

— На красноярском этапе конкурса Вы ставили “Евгения Онегина”. После показа сцены письма Татьяны молодая слушательница предположила, что Онегин должен ответить по скайпу, исполнить свою арию Онегина. Можно ли считать, что Ваши идеи постановки поняли правильно?

— Самое главное, что молодая слушательница задумалась о том, что классическое произведение актуально сейчас, задумалась, как это могло произойти в наше время. Это, я считаю, самое важное. К конкурсному выступлению красноярского этапа я тщательно готовился. Зарегистрировал в социальных сетях персонаж “Женя Онегин”. И постепенно оформлял его страничку рекламой модных молодёжных кафе и ресторанов, бутиков, фотографиями из ночных клубов. Так называемые духовные интересы тоже нашли отражение на странице. Во время сцены письма Татьяны из оперы Чайковского на видеостене демонстрировалась моя заготовленная страничка Жени Онегина в социальных сетях. Современная Татьяна Ларина в моей конкурсной постановке, как и героиня Пушкина, Чайковского, влюбляется в идеал, предложенный обществом. Не случайно на видеостене было представлено столько типичного для “героя нашего времени”. Интересно, что страничку Жени Онегина не оставили без внимания пользователи социальных сетей. И летом, во всяком случае, её посещали.

— Допускаете ли Вы в наше время возможность постановки оперы без использования компьютерной графики, видеостены, то есть оформление сцены классическими декорациями?

— Конечно допускаю. Но я считаю, что современных технологий не нужно бояться. Есть хорошая идея и интересная мысль, и её можно воплотить при помощи компьютерной графики, почему нет?

Для своих постановок я использую не только сцену. Например, концерт к столетию революции начинался уже в фойе. Главной идей вечера для меня стало то, что революция произошла будто незаметно для большинства людей.

— Вы занимаетесь проектом “Арт-кафе”. Расскажите, пожалуйста, о мини-постановках, которые привлекают внимание публики.

— Идея превратить фойе второго этажа в арт-кафе была навеяна проектом театра имени Вахтаногова. После основного репертуарного спектакля зрители могли остаться в фойе. И, сидя за столиками, сделав заказ официанту, могли наслаждаться моноспектаклями ведущих артистов театра.

Первый мини-спектакль проекта я посвятил теме напитков и опере и оперетте.

Каламбурное название проекта не случайно: подобно тому как аперитив разжигает аппетит перед едой, наш концерт “Музыкальный Оперетив” должен способствовать возникновению интереса к оперному искусству.

Изначально мне хотелось сделать серию концертов просветительской направленности в дневное время, рассказать слушателям о музыкальных шедеврах. Потом я решил, что рассказывать об опере лучше всего вечером, после основного репертуарного спектакля, в атмосфере летнего кафе. Посетители арт-кафе за столиками заказывают шампанское и слушают арии, романсы, куплеты, песенки, посвящённые напиткам. Исполнители арии Дон Жуана, тоста Князя Орловского, романса Неморино рассказывают бармену свои истории. Ведущие солисты оперы на вечер превратятся в посетителей бара. Очень рад, что моё предложение выступить приняли Инна Сподина, Андрей Силенко, Алексей Соколов, Нина Кириенко, Евгений Балданов, Андрей Колобов. Барменом у нас был Илья Кривчиков. И не только барменом! Илья исполнил свои любимые произведения. Необычный концерт пройдёт под аккомпанемент камерного ансамбля “Резонанс” под руководством ведущего концертмейстера театра Натальи Николаевны Агеевой.

Известные арии, исполненные в декорациях бара, обретают дополнительный подтекст. Хочется наполнять концерты не только так называемыми оперными хитами, но и знакомить слушателей с менее популярными шедеврами. Из-за того что оперы не так часто ставят, забытыми оказываются достойные произведения. Сравнительно непопулярные арии я доверил молодому тенору Андрею Колобову. На мой взгляд, артистизм Андрея и его вокальное мастерство позволили нашим гостям оценить эти номера.

Следующий концерт “Роковые женщины” я посвятил самым известным героиням оперы. Известным своей красотой, коварством, верностью. Гостей ждала встреча с Клеопатрой, Кармен, Царицей Ночи и другими красавицами. Для посетителей арт-кафе мы устроили конкурс красоты оперных героинь.

Сейчас я работаю над мини-постановками “Убийство в опере”, “18+ в опере”, “Лирические сцены”. В апреле приглашаем всех на очередной концерт в фойе.

— В театре Вы ставите концерты и для большой сцены. Что значит быть режиссёром концерта? И необходим ли режиссёр для обычного концерта?

— Концерту необходим режиссёр. Только не обязательно с режиссёрским образованием. Музыкальный руководитель может ставить концерты. Публика не всегда замечает, что концерт — это не просто номера солистов и хора. Даже если нет мизансцен, есть идея, тема, а порядок номеров как бы работает на раскрытие главной идеи. Для своих постановок я использую не только сцену. Например, концерт к столетию революции начинался уже в фойе. Главной идеей вечера для меня стало то, что революция произошла будто незаметно для большинства людей. План был такой: сначала публика в фойе наслаждается оркестром, смотрит, как прогуливаются дамы в изысканных нарядах, потом все в зале слушают романсы, постепенно начинают звучать песни революционного времени и эпохи гражданской войны. А далее публику ждут уже совсем другие декорации с агитационными плакатами. Вот так не стало старой России, и появилась уже совсем другая страна. Мне кажется, многие также вышли из концертного зала и поняли, что прежней России нет. Во втором отделении звучала оратория, прославляющая революцию. Мне показалось логичным такое завершение вечера.

О постановках концертов я могу много рассказывать. Сначала придумываешь концепцию, потом ищешь наполнение и выстраиваешь порядок номеров. Недавно я ставил один концерт, посвящённый празднику защитника Отечества, а буквально через несколько дней состоялся другой концерт, посвящённый не событию, а солистам. Театр на один вечер предоставил сцену молодым солистам, недавно принятым в труппу. Два разных концерта — совершенно разные задачи. Зимой мы с солистами театра дали серию выездных концертов, посвящённых великим стройкам ХХ века. Мы выступали в тех местах, где жители помнят, как это было на самом деле. И мне, как режиссёру, хотелось создать на концертах атмосферу уюта, напомнить о том, как эти стройки оптимистично воспринимались не так давно. Советские эстрадные песни — лучший способ подарить хорошее настроение представителям старшего поколения. Приятно, что публика нас хорошо принимала.

— У Вас была возможность реализовать амбиции оперного режиссёра в этом сезоне?

— Совсем недавно прошла премьера оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Я работал как ассистент режиссёра. Для молодого режиссёра большая честь участвовать в таком проекте под руководством Нэеми Кунингаса. Я работал на всех этапах — от обсуждения до постановки массовых сцен. Я вернулся к тому, с чего начиналась моя творческая история в Красноярске. Снова музыка Чайковского и герои Пушкина. Поставить оперу самостоятельно у меня тоже была возможность. В рамках международного фестиваля “Парад звёзд” я представил постановку одноактной оперы Антона Аренского “Рафаэль”. Сейчас это произведение крайне редко ставится. Зато часто звучит концертный номер из этой оперы — песня певца за сценой. “Рафаэль” — это незаслуженно забытая опера! Музыка в традициях Чайковского. А Либретто создал Модест Чайковский. Это уже говорит о том, что произведение должно звучать на российской сцене. Проблема в том, что опера длится 25 минут. Она была написана к открытию выставки художественных работ. А для современного оперного театра это меньше, чем один акт оперы. Во время постановки мы сотрудничали с эстонским художником и скульптором Тауно Кангро. Для меня он стал современным Рафаэлем. Постановка получилась именно фестивальной. Трудно собрать снова всех её участников на сцене. И не только в этом дело. Тауно создавал своё произведение прямо во время оперы.

— Вы задумываетесь об отношении публики к своим необычным проектам?

— Мне хотелось бы больше взаимодействовать с театральной публикой. Я внимательно изучаю отзывы. А хочу ещё получать советы, предложения. И для этого немало возможностей. Начиная с “Книги отзывов”, которая есть в каждом театре. А ещё официальный сайт, социальные сети. Я понимаю, что публика приходит не только ради моего режиссёрского творчества, а мечтает услышать любимые или совершенно новые произведения. Об этом и надо говорить с поклонниками театрального искусства.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА