Новости

Енисейское ускорение

Енисейское ускорение

По жизни он шёл, надеясь только на себя

Конец шестидесятых и начало семидесятых годов прошлого столетия характеризуются бурным ростом промышленного потенциала Красноярского края. Ускоренно развивалась энергетика, большими темпами росло вкладывание средств в геолого-разведывательные работы, открывались первые скважины с огромными запасами нефти и газа.

Большая нагрузка ложилась и на речной транспорт, который с трудом справлялся с возрастающими каждый год перевозками по Енисею и его притокам. В то же время Енисейское пароходство переживало сложный период смены высшего руководства в управлении. И. М. Назаров, который возглавлял пароходство с 1939 года, перенёс два инфаркта, часто и подолгу болел. Однако как человек умный и дальновидный, он ещё в 1962 году начал готовить себе замену.

Его выбор пал на капитана теплохода “В. Чкалов” флагмана пассажирского флота пароходства Степана Фомина. К этому времени Степан Иванович был известным капитаном не только на Енисее, но и далеко за его пределами. Выбор Ивана Михайловича был одобрен в министерстве, и Степана Ивановича назначают начальником службы перевозок и движения флота пароходства. Это главное звено в управленческой цепочке пароходства. Все в службе важно, но главнее всего безопасность работы флота. В данном направлении и были приложены усилия нового начальника.

В этот период Степан Иванович часто остается за начальника пароходства на период его болезни. Когда в 1970 году с большими почестями проводили на пенсию И. М. Назарова, кто займет его место, в крайкоме КПСС и Москве вопросов не возникло. В мае этого же года им стал Фомин.

Коренной сибиряк, Степан Фомин родился 25 декабря 1925 года в селе Усть-Ерба Боградского района Красноярского края в семье рабочего. В 1928 году семья переехала на постоянное местожительство в Красноярск. После семи классов поступил в Красноярский речной техникум по примеру своего старшего брата Василия, который закончил его в 1940 году.

“После второго курса техникума я уже работал вторым штурманом грузопассажирского парохода “Маяковский”, — вспоминает Степан Иванович, — а после окончания техникума — вторым штурманом парохода “Спартак”. Особенность работы того времени на грузопассажирских судах — это масса народа, забито все: пролеты, палубы, нос, корма, что называется, яблоку негде упасть. И второе — погрузка дров, в которой участвовала вся палубная команда. Пароход брал на очередной дровяной пристани более ста кубометров, и этого не хватало на ходовые сутки. В 1949 году назначен первым штурманом этого же парохода. В навигацию 1950 года — первый штурман теплохода “Владимир Ленин”, а вскоре меня перевели первым штурманом на теплоход “Серго Орджоникидзе”.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию в 1971—1980 годах производительных сил Красноярского края” дало новый импульс в подъёме Енисейского пароходства. Объектами строительства и ввода в эксплуатацию стали высотное здание в центре Красноярска Управления Енисейского пароходства, Лесосибирский речной порт, грузовой район Песчанка, массовое строительство жилья и социальных объектов в рабочих посёлках речников и в Красноярске, строительство порта и мастерских в Кызыле, причалов в Игарке и Абакане, производственных цехов в Минусинске, Ермолаево, Кононово, Павловщине. Интенсивно начали развиваться контейнерные перевозки.

Шло пополнение флота и совершенствовалась технология перевозок. Производилось эффективное внедрение на перевозках большегрузных составов до 18—24 тысяч тонн, для чего ежегодно пароходство получало современные мощные буксиры-толкачи, и на Красноярском судостроительном заводе строились баржи для секционных составов. Регулярно поступали новые большегрузные суда типа “Волго-Балт”, “Волго-Дон”, “Морской”, “Сибирский”, “СТК”, “Волгонефть”, ледоколы, доки, плавзаводы. Пассажирскими перевозками были обеспечены практически все населённые пункты от Кежмы до Стрелки на Ангаре, от Тоора-Хема до Кызыла на верхнем Енисее, от Абакана до Красноярска, на Чулыме — до Ачинска, от Туры до Туруханска на Нижней Тунгуске, от Красноярска до Диксона. Пассажирский флот пополнялся ежегодно “метеорами”, “ракетами”, “восходами”, “зорями”.

Второе дыхание получила Красноярская судоверфь с вводом в эксплуатацию нового современного цеха судостроения, началось массовое строительство мелкосидящих буксиров-плотоводов проекта Р-14. Только благодаря Степану Ивановичу получили разрешение на строительство судов типа “Ангара”. Ему пришлось лично решать этот вопрос с главврачом СЭС Чернышёвой Н. П. и в техническом управлении министерства.

Только благодаря Степану Ивановичу не ушёл лайнер “Антон Чехов” в Москву. А сколько ещё было таких запутанных дел, которые пришлось распутывать начальнику пароходства. Степан Иванович смотрел далеко вперёд, когда по его инициативе клуб “Альбатрос” превратился в Красноярское детское речное пароходство. Выстояло оно и несмотря на все катаклизмы конца XX века и сегодня манит к себе ребят романтикой голубых дорог.

В 1980 году Л. В. Багров стал министром речного флота, и его отношение к Енисейскому пароходству и Красноярскому краю стало меняться в худшую сторону. “В такой обстановке работать начальником пароходства становилось всё труднее”, — рассказывал Степан Иванович. Да и возраст подходил к пенсионному. В декабре 1985 года исполнилось 60 лет — возраст, при котором номенклатурным работникам, чьи кандидатуры согласовывались в отделах ЦК КПСС, назначали персональную пенсию союзного значения и отправляли на заслуженный отдых. Закончив пятнадцатую навигацию на Енисее, 1 октября 1984 года Фомин был освобождён от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу. Его назначили представителем Министерства морского флота СССР и направили в Германскую демократическую республику. Началась новая, хорошо знакомая по молодости работа с моряками.

Возвращение Степана Ивановича из Германии в 1988 году и уход от всех производственных дел не стали для него трагедией. Связь с коллективом управления пароходства, капитанами, ветеранской организацией он не терял. Когда в 1999 году создали Красноярскую общественную организацию “Клуб капитанов”, Степана Ивановича избрали почётным членом, и он активно включился в работу литературно-исторической секции клуба, являлся участником общественных редколлегий изданных книг “Енисей — река жизни”, “Второе дыхание”, “Капитаны Енисея”, “Встречи на Енисее”. “Я как будто вновь прошёл с ними по Енисею” — так отозвался Степан Иванович о справочнике “Капитаны Енисея”.

Как-то в нашей беседе он заметил: “Я доволен своей жизнью. Женился на однокурснице, и вот уже пошёл седьмой десяток, как живём дружно, вырастили и вывели, как говорят, в люди двоих сыновей, на наших глазах стали взрослыми внуки. Их трое. Не жил в разладе со своей совестью. По жизни шёл, надеясь только на себя, и чего достиг — только благодаря себе”.

За время работы в Енисейском пароходстве Степан Иванович награждён орденами Трудового Красного Знамени — по итогам работы за восьмую пятилетку 1965—1970 годов, Октябрьской Революции — за девятую пятилетку 1971—1975 годов, “Знак Почета” — за достигнутые успехи в седьмой пятилетке 1960—1965 годов, медалями — “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов”, “50 лет Победы”, “За доблестный труд в ознаменование 100-летия В. И. Ленина”, “300 лет Российскому флоту”, “Ветеран труда”. Он является почётным работником речного флота и почётным членом КРОО “Клуб капитанов”.

25 декабря СтепануФомину исполняется 85 лет. Поздравляем Вас, Степан Иванович! Желаем доброго здоровья, бодрости и семь футов всем Вашим начинаниям!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА