Живой уголок
В Красноярске решают проблему бездомных собак
Недавно вопрос обсуждали в Заксобрании и горсовете.
«До каких пор улицы и дворы спальных районов города будут представлять общественный собачий туалет?! Например, на улице Мате Залки и по нечётной стороне Комсомольского проспекта поля собачьих «мин». По проспекту ликвидаторов Чернобыля собачники гуляют и не убирают за псами. В Зелёной Роще, в парке Космонавтов то же самое». Такое письмо пришло в редакцию от красноярки Галины Тыняной. Читательница «Городских новостей» не только задаётся справедливыми вопросами, но и предлагает варианты решения проблемы.
Штрафы для безответственных
— Слышала мнение, что собачьи «мины» — удобрение. Но доктора говорят, что пыль от высохших экскрементов — сильный аллерген, — продолжает читательница.
Чтобы приучить красноярцев к чистоплотности, Галина Григорьевна предлагает обсуждать тему уборки за собаками на родительских собраниях и внеклассных занятиях в школах, а при продаже щенков новым владельцам передавать памятки с правилами выгула. Кроме того, по мнению женщины, пожилым и больным людям в выгуле животных могут помогать волонтёры, а то, что за своими питомцами не убрали хозяева, способны за отдельную плату делать дворники. Также читательница считает, что настало время вводить штрафы для безответственных владельцев животных.
— В Москве, например, наказание за подобное безобразие — 3 000 рублей. Служба, которая занималась бы штрафами, могла бы сама себя содержать и ещё бы в бюджет деньги отчисляла, — пишет Галина Григорьевна.
Беспокоит красноярку и другая сторона вопроса.
— Бродячих собак и псов, которые сторожат склады и гаражные кооперативы, ловят, стерилизуют и регистрируют. Но этого не видно. В Ленинском районе за домами на улице Шевченко живут примерно 10 собак. Недалеко школа, детский сад. Сколько ещё нужно искусанных детей, чтобы эти проблемы решились? Спрашивается, зачем создаются питомники, заказники, национальные парки, если с бродячими собаками ничего нельзя поделать? Ведь они загрызают маралов, косуль и других животных. «Красноярские Столбы» — отличная кормовая база для собак, — делится наблюдениями читательница.
Она уверена, что местные законодатели должны обратиться в Государственную думу с предложением пересмотра федеральных законов.
Самовыгул под запретом
Галина Тыняная, конечно, не единственная жительница Красноярска, кого беспокоит ситуация с бродячими собаками. Письма и звонки от читателей на данную тему регулярно поступают в нашу редакцию. Вместе с жителями озабочены решением этой проблемы и краевые, и городские власти. Тема обсуждается, например, в региональном Законодательном собрании. Так, недавно этот вопрос стал главным в повестке заседания комитета по природным ресурсам и экологии.
На встрече с депутатами министр экологии Владимир Часовитин напомнил о том, как менялось законодательство в сфере обращения с безнадзорными животными. С 1 января 2020 года на федеральном уровне псов было решено не ловить и усыплять, а стерилизовать, лечить, чипировать и отпускать, больных и агрессивных животных оставлять в приютах. А в 2023 году регионы были наделены правом самостоятельно утверждать порядок обращения с безнадзорными животными. В этот же период был одобрен запрет самовыгула, теперь собака может находиться без хозяина и не на поводке только в специально отведённых для этого местах.
Чип за счёт бюджета
На заседании профильного комитета Заксобрания озвучили статистику по нападению собак на людей за 2023 год. Тогда от укусов животных в крае пострадали 4 175 человек, из них более полутора тысяч — дети. При этом важно, что лишь треть случаев связана с бродячими псами. В 64 процентах происшествий животные имели хозяев.
Получается, что больше вреда людям причиняют собаки, у которых есть владельцы. С ними в первую очередь и нужно решать вопрос. В этом уверен председатель комитета Виталий Дроздов.
Депутат заявил, что в Красноярском крае в настоящее время эвтаназию бездомных животных вводить не планируется, хотя в некоторых субъектах Федерации данную меру уже внедрили, да и в Красноярске соответствующие предложения также звучат. По словам Виталия Александровича, в крае разработано и проходит утверждение постановление правительства о дополнительных требованиях к содержанию и выгулу домашних животных. Речь в нём идёт об обязательной регистрации и чипировании собак.
— Программа регистрации и чипирования может действовать за счёт субсидии из бюджета, — заявил депутат. — Рассчитываю, что мы с правительством найдём возможность выделить на это средства из краевого бюджета.
Нарушители границ
Собачий вопрос стал основным и на заседании профильной комиссии горсовета, которое состоялось за неделю до обсуждения темы в Заксобрании. На этой встрече перед муниципальными депутатами выступили представители национального парка «Красноярские Столбы». Они уже не первый год бьются над решением проблемы бродячих псов, стаи которых наносят значительный ущерб особо охраняемой природной территории. Уничтожать собак в нацпарке запрещено, поэтому инспекторы пытаются справиться с одичалыми охотниками своими силами.
— У сотрудников «Красноярских Столбов» нет полномочий на отлов собак, всё, что могут госинспекторы, — принимать превентивные меры и отпугивать животных. Только за февраль-март этого года в черте Красноярска собаки задрали девять маралов и четырёх косуль, ещё трёх маралов и шесть косуль они убили на территории нацпарка, — отметил, выступая перед депутатами горсовета, замдиректора по охране заповедной территории «Красноярских Столбов» Иван Кириллов.
Как правило, собаки охотятся в туристических местах — Торгашинская лестница, восточный вход нацпарка, «Бобровый лог», Ярыгинская тропа. Недавно зафиксировано нападение в саду Крутовского.
Границы, которыми нацпарк отделён от муниципальной земли, для собак не существуют, поэтому они с лёгкостью перемещаются с заповедной территории в городскую зону и обратно. Поймать псов, чтобы перевезти их подальше от парка, сложно. Дело в том, что в Красноярске бродяжками занимаются подрядчики Управления дорог, инфраструктуры и благоустройства. Они могут работать на приграничных с нацпарком участках, но на особо охраняемую природную территорию их полномочия не распространяются. Собаки, будто понимая это, при виде отловщиков сбегают вглубь парка.
Специальная зона
Однако способы хотя бы частично снизить собачью угрозу на заповедных землях всё же есть. На заседании специалисты «Красноярских Столбов» озвучили некоторые предложения по спасению животных заповедника от собак. Среди них — выделение на границе с нацпарком специальной зоны, которой управление дорог, инфраструктуры и благоустройства будет уделять повышенное внимание, а его подрядчики не станут возвращать на эту территорию отловленных, кастрированных и вакцинированных псов. Также сотрудники дирекции «Красноярских Столбов» просят ввести в городе жёсткий регламент содержания домашних собак в частном секторе и на дачных участках. И, что, пожалуй, важнее всего, — нацпарк предлагает утвердить перечень условий, при которых псов на особо охраняемой природной территории можно будет отстреливать. Комиссия горсовета в итоге рекомендовала мэрии изучить предложения нацпарка. В ближайшее время муниципальный парламент планирует вернуться к обсуждению этой темы.
Нюанс
Что касается владельцев собак, которые не убирают экскременты за своими питомцами, то пока никаких наказаний для них не предусмотрено. Как объяснили в департаменте городского хозяйства, обязанность оставлять место прогулки в чистоте возложена на хозяев федеральным законом. Санкции к тем, кто не соблюдает требований, должны быть прописаны в Кодексе об административных правонарушениях, однако ни штрафов, ни каких бы то ни было других наказаний для безответственных владельцев нет. Возможно, ситуация изменится после того, как региональные власти примут нормативные акты, о которых говорил депутат Виталий Дроздов.