Новости

Десять уличных заповедей

Десять уличных заповедей

_“Куда прёшь?”, “Глаза разуй!” — это, пожалуй, наиболее мягкие эпитеты, которыми ежедневно награждают друг друга водители и пешеходы. Улицы города похожи на поле брани — в прямом и переносном смысле этого слова. Нередки случаи, когда словесная перепалка двух автомобилистов перерастает и врукопашную. _

Всем памятен случай в Москве, когда потасовка знаменитого киноактера Владимира Вдовиченкова с сынком высокопоставленного московского чиновника из-за места на парковке едва не закончилась трагедией — молодой человек выстрелил в кинозвезду из травматического оружия и только чудом не нанёс ему серьёзных повреждений. Психологи говорят, что всё это происходит потому, что в плотном потоке машин водитель начинает испытывать стресс и перестает адекватно воспринимать происходящее. Какие-то не совсем удачные действия других участников движения он расценивает как личное оскорбление. Ему начинает казаться, что человек, находящийся за рулём другой машины, делает это исключительно для того, чтобы досадить ему, и начинает обгонять и подрезать в ответ, принципиально не уступает полосу и т. п. Иногда это заканчивается плачевно. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Президент Красноярского автоклуба, водитель с большим стажем Алексей Араджиони считает, что есть. Для этого кроме, конечно, правил дорожного движения нужно соблюдать всего лишь десять несложных правил, которые он придумал сам и назвал их “Хартией вежливых водителей”. Для того чтобы узнать, что эта “Хартия” из себя представляет, как пришла идея ее написать и насколько она может улучшить ситуацию на дорогах, наш корреспондент встретился с её автором.

— Алексей, в чём смысл этого Вашего документа?

— Прежде всего, в том, чтобы не отвечать хамством на хамство и никогда не делать того, что раздражает тебя в других водителях. Если соблюдать эти простые нормы, я уверен, количество пробок и аварий сократится в разы. Ведь проблема пробки не в количестве автомобилей, а в количестве дураков и хамов, которые сидят за рулём этих автомобилей. Чем их больше, тем пробка плотнее.

— А как пришла в голову идея написать эту “Хартию”?

__— __Несколько лет я проработал аварийным комиссаром, сотрудничал с целым рядом страховых компаний. Мне пришлось разбирать сотни всевозможных ДТП. И знаете, я пришёл к выводу: главная причина всевозможных неприятных историй на дорогах — не гололёд и не туман, не плохое техническое состояние автомобиля. Процентов 80 столкновений — следствие хамства и упрямства водителей, элементарного неуважения друг к другу… Прежде чем получить права, будущие водители обследуются у психиатра. Однако, сев за руль и выехав на оживлённую магистраль, многие словно с ума сходят. Перепалки двух не поделивших дорогу участников движения доходят нередко до рукопашной. А ведь конфликтов почти всегда можно избежать.

Я однажды невольно подрезал крутую машину. Столкновения не случилось, но визг тормозов был страшный. И вот представьте себе. Выходят из джипа серьёзные парни с явным желанием поучить меня правильной езде. Я, кстати, ехал не один, и мои пассажиры были тоже не из робкого десятка. Короче, атмосфера раскалена до предела. И вдруг я совершенно неожиданно для себя добродушно и виновато улыбаюсь, развожу так руками и говорю: “Ребята, простите ради бога, задумался… чёрт знает как все получилось”. Наступила тишина. А потом — всеобщий выдох, как будто кто-то пар из-под крышки кастрюли выпустил: “Да ладно… бывает. Ты уж в следующий раз давай поаккуратнее!” И всё! Мужики полезли обратно в свой джип, даже рукой кто-то из них махнул на прощание. Мы тоже поехали по своим делам. Никто меня за “малодушие” не осуждал. Наоборот, похвалили: виноват — извинись, не лезь в бутылку. Потом припомнили подобные ситуации. Именно тогда и возникла мысль создать общественный Красноярский автоклуб. А потом для смеха мы набросали несколько правил, соблюдение которых, на мой взгляд, помогло бы всем нам стать терпимее друг к другу.

— А дальше? Как начали продвигать идею в массы?

— Сформулировали “Хартию”, за свой счёт небольшим тиражом отпечатали её в типографии. Стали раздавать знакомым. Все читали, нашу идею, поддерживали. Да, говорили, так всё просто… Теперь будем следовать “Хартии”. Но тут какое дело? Человек прочитал, согласился и… забыл через какое-то время. Стал ездить по-прежнему. Что ему постоянно должно напоминать, что он теперь вежливый водитель? Так пришла в голову идея сделать стикеры. Любой присоединившийся к движению вежливых водителей может приклеить их на заднее стекло авто. Садится человек в машину, видит у себя на стекле такой значок и вспоминает о том, что он теперь — вежливый. Или у кого-нибудь другого на стекле... во время движения.

— Но в одиночку с такой работой не просто справиться. Много “Хартий” и стикеров не раздашь?

— Действительно. Обидно, правда, иногда бывает, что век у нас чересчур деловой. Мы волонтёров-агитаторов с наклейками решили поставить у входов в супермаркеты. А их владельцы нам: “Чего это вы тут раздаёте? За это нужно платить!” Сколько ни убеждали, что это бесплатно мы делаем, для нашего же, горожан, блага — бесполезно. Да чего там говорить — многие из тех, к кому приходилось за помощью обратиться, прежде всего выясняли, в чём, собственно, состоит наша коммерческая выгода. Но гораздо больше всё-таки с каждым днём добровольных последователей. Приятно, когда по соседней полосе едет машина с такой же, как у тебя наклейкой, и её владелец, которого ты впервые видишь, улыбается, приветливо, точно старому знакомому, моргая фарами. Поневоле улыбнёшься в ответ.

— И Вы всерьёз уверены, что Ваша “Хартия” способна переломить ситуацию?

— Ну как вам сказать? Ведь на самом деле соблюдать взятые на себя обязательства совсем нетрудно, а польза огромная, ведь только за последние десять лет автопарк в Красноярске вырос на сто с лишним тысяч единиц. Количество новых улиц, парковок и автостоянок, конечно, тоже увеличивается, но в много раз медленнее. По ночам автомобилями запружены все дворы и придомовые территории, а утром — улицы и дороги города.

Вы знаете о том, что по числу автомобилей на душу населения краевой центр давно обошёл Санкт-Петербург и Москву и отстаёт по этому показателю только от Владивостока, где на одну тысячу жителей приходится почти четыре сотни машин?

Ежегодно в городе появляется около 30 тысяч новых авто. Естественно, чем на дорогах и парковках теснее, тем больше аварий, а значит, и накалённее конфликты между водителями, борющимися за место под солнцем.

Несколько лет назад разве что в сильный гололёд в городе регистрировалась сотня дорожно-транспортных происшествий за сутки. Теперь же ежедневные сводки фиксируют более 150 ДТП. В геометрической прогрессии растёт и количество пострадавших. С начала года на городских автомагистралях погибли 66 человек, в том числе 45 пешеходов, почти две тысячи были травмированы.

Станут ли наши дороги безопасными, зависит от нас самих. Вы знаете, есть такая гениальная детская песенка: “Поделись улыбкою своей. И она к тебе не раз ещё вернется!”

Десять заповедей от Алексея Араджиони:

  1. Будь лучше! Никогда не делай того, что тебя самого раздражает в других водителях!
  2. Будь выше! Никогда не отвечай хамством на хамство.
  3. Будь скромнее! Всегда паркуй автомобиль так, чтобы он занимал как можно меньше места, даже если в данный момент на парковке свободно.
  4. Никогда не выезжай на перекресток, если не уверен, что сможешь его покинуть до красного сигнала светофора.
  5. При объезде препятствия или затора на полосе движения используй принцип “ёлочки”. Это гораздо быстрее и безопаснее.
  6. При движении в пробке пропусти автомобиль, выезжающий с прилегающей территории. Ничего не потеряешь, а людям приятно.
  7. Если тебя пропустили, не забывай поблагодарить кратковременным включением аварийного сигнала.
  8. Нет смысла перестраиваться из ряда в ряд при движении в плотном потоке, соседний ряд движется быстрее только субъективно.
  9. Пешеход гораздо слабее автомобиля! Пешеходы как дети, ты же не обидишь ребёнка и многое готов ему простить.
  10. Если ты куришь, используй пепельницу в салоне, не превращай город в помойку.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА