Новости
Десять уличных заповедей
_“Куда прёшь?”, “Глаза разуй!” — это, пожалуй, наиболее мягкие эпитеты, которыми ежедневно награждают друг друга водители и пешеходы. Улицы города похожи на поле брани — в прямом и переносном смысле этого слова. Нередки случаи, когда словесная перепалка двух автомобилистов перерастает и врукопашную. _
Всем памятен случай в Москве, когда потасовка знаменитого киноактера Владимира Вдовиченкова с сынком высокопоставленного московского чиновника из-за места на парковке едва не закончилась трагедией — молодой человек выстрелил в кинозвезду из травматического оружия и только чудом не нанёс ему серьёзных повреждений. Психологи говорят, что всё это происходит потому, что в плотном потоке машин водитель начинает испытывать стресс и перестает адекватно воспринимать происходящее. Какие-то не совсем удачные действия других участников движения он расценивает как личное оскорбление. Ему начинает казаться, что человек, находящийся за рулём другой машины, делает это исключительно для того, чтобы досадить ему, и начинает обгонять и подрезать в ответ, принципиально не уступает полосу и т. п. Иногда это заканчивается плачевно. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Президент Красноярского автоклуба, водитель с большим стажем Алексей Араджиони считает, что есть. Для этого кроме, конечно, правил дорожного движения нужно соблюдать всего лишь десять несложных правил, которые он придумал сам и назвал их “Хартией вежливых водителей”. Для того чтобы узнать, что эта “Хартия” из себя представляет, как пришла идея ее написать и насколько она может улучшить ситуацию на дорогах, наш корреспондент встретился с её автором.
— Алексей, в чём смысл этого Вашего документа?
— Прежде всего, в том, чтобы не отвечать хамством на хамство и никогда не делать того, что раздражает тебя в других водителях. Если соблюдать эти простые нормы, я уверен, количество пробок и аварий сократится в разы. Ведь проблема пробки не в количестве автомобилей, а в количестве дураков и хамов, которые сидят за рулём этих автомобилей. Чем их больше, тем пробка плотнее.
— А как пришла в голову идея написать эту “Хартию”?
__— __Несколько лет я проработал аварийным комиссаром, сотрудничал с целым рядом страховых компаний. Мне пришлось разбирать сотни всевозможных ДТП. И знаете, я пришёл к выводу: главная причина всевозможных неприятных историй на дорогах — не гололёд и не туман, не плохое техническое состояние автомобиля. Процентов 80 столкновений — следствие хамства и упрямства водителей, элементарного неуважения друг к другу… Прежде чем получить права, будущие водители обследуются у психиатра. Однако, сев за руль и выехав на оживлённую магистраль, многие словно с ума сходят. Перепалки двух не поделивших дорогу участников движения доходят нередко до рукопашной. А ведь конфликтов почти всегда можно избежать.
Я однажды невольно подрезал крутую машину. Столкновения не случилось, но визг тормозов был страшный. И вот представьте себе. Выходят из джипа серьёзные парни с явным желанием поучить меня правильной езде. Я, кстати, ехал не один, и мои пассажиры были тоже не из робкого десятка. Короче, атмосфера раскалена до предела. И вдруг я совершенно неожиданно для себя добродушно и виновато улыбаюсь, развожу так руками и говорю: “Ребята, простите ради бога, задумался… чёрт знает как все получилось”. Наступила тишина. А потом — всеобщий выдох, как будто кто-то пар из-под крышки кастрюли выпустил: “Да ладно… бывает. Ты уж в следующий раз давай поаккуратнее!” И всё! Мужики полезли обратно в свой джип, даже рукой кто-то из них махнул на прощание. Мы тоже поехали по своим делам. Никто меня за “малодушие” не осуждал. Наоборот, похвалили: виноват — извинись, не лезь в бутылку. Потом припомнили подобные ситуации. Именно тогда и возникла мысль создать общественный Красноярский автоклуб. А потом для смеха мы набросали несколько правил, соблюдение которых, на мой взгляд, помогло бы всем нам стать терпимее друг к другу.
— А дальше? Как начали продвигать идею в массы?
— Сформулировали “Хартию”, за свой счёт небольшим тиражом отпечатали её в типографии. Стали раздавать знакомым. Все читали, нашу идею, поддерживали. Да, говорили, так всё просто… Теперь будем следовать “Хартии”. Но тут какое дело? Человек прочитал, согласился и… забыл через какое-то время. Стал ездить по-прежнему. Что ему постоянно должно напоминать, что он теперь вежливый водитель? Так пришла в голову идея сделать стикеры. Любой присоединившийся к движению вежливых водителей может приклеить их на заднее стекло авто. Садится человек в машину, видит у себя на стекле такой значок и вспоминает о том, что он теперь — вежливый. Или у кого-нибудь другого на стекле... во время движения.
— Но в одиночку с такой работой не просто справиться. Много “Хартий” и стикеров не раздашь?
— Действительно. Обидно, правда, иногда бывает, что век у нас чересчур деловой. Мы волонтёров-агитаторов с наклейками решили поставить у входов в супермаркеты. А их владельцы нам: “Чего это вы тут раздаёте? За это нужно платить!” Сколько ни убеждали, что это бесплатно мы делаем, для нашего же, горожан, блага — бесполезно. Да чего там говорить — многие из тех, к кому приходилось за помощью обратиться, прежде всего выясняли, в чём, собственно, состоит наша коммерческая выгода. Но гораздо больше всё-таки с каждым днём добровольных последователей. Приятно, когда по соседней полосе едет машина с такой же, как у тебя наклейкой, и её владелец, которого ты впервые видишь, улыбается, приветливо, точно старому знакомому, моргая фарами. Поневоле улыбнёшься в ответ.
— И Вы всерьёз уверены, что Ваша “Хартия” способна переломить ситуацию?
— Ну как вам сказать? Ведь на самом деле соблюдать взятые на себя обязательства совсем нетрудно, а польза огромная, ведь только за последние десять лет автопарк в Красноярске вырос на сто с лишним тысяч единиц. Количество новых улиц, парковок и автостоянок, конечно, тоже увеличивается, но в много раз медленнее. По ночам автомобилями запружены все дворы и придомовые территории, а утром — улицы и дороги города.
Вы знаете о том, что по числу автомобилей на душу населения краевой центр давно обошёл Санкт-Петербург и Москву и отстаёт по этому показателю только от Владивостока, где на одну тысячу жителей приходится почти четыре сотни машин?
Ежегодно в городе появляется около 30 тысяч новых авто. Естественно, чем на дорогах и парковках теснее, тем больше аварий, а значит, и накалённее конфликты между водителями, борющимися за место под солнцем.
Несколько лет назад разве что в сильный гололёд в городе регистрировалась сотня дорожно-транспортных происшествий за сутки. Теперь же ежедневные сводки фиксируют более 150 ДТП. В геометрической прогрессии растёт и количество пострадавших. С начала года на городских автомагистралях погибли 66 человек, в том числе 45 пешеходов, почти две тысячи были травмированы.
Станут ли наши дороги безопасными, зависит от нас самих. Вы знаете, есть такая гениальная детская песенка: “Поделись улыбкою своей. И она к тебе не раз ещё вернется!”
Десять заповедей от Алексея Араджиони:
- Будь лучше! Никогда не делай того, что тебя самого раздражает в других водителях!
- Будь выше! Никогда не отвечай хамством на хамство.
- Будь скромнее! Всегда паркуй автомобиль так, чтобы он занимал как можно меньше места, даже если в данный момент на парковке свободно.
- Никогда не выезжай на перекресток, если не уверен, что сможешь его покинуть до красного сигнала светофора.
- При объезде препятствия или затора на полосе движения используй принцип “ёлочки”. Это гораздо быстрее и безопаснее.
- При движении в пробке пропусти автомобиль, выезжающий с прилегающей территории. Ничего не потеряешь, а людям приятно.
- Если тебя пропустили, не забывай поблагодарить кратковременным включением аварийного сигнала.
- Нет смысла перестраиваться из ряда в ряд при движении в плотном потоке, соседний ряд движется быстрее только субъективно.
- Пешеход гораздо слабее автомобиля! Пешеходы как дети, ты же не обидишь ребёнка и многое готов ему простить.
- Если ты куришь, используй пепельницу в салоне, не превращай город в помойку.