Новости

Обмани меня или умри

Обмани меня или умри

Красноярск накрыла мафиямания

“Уважаемые граждане, в нашем городе появилась мафия, — говорит ведущий. — Она замочила влиятельного банкира и намерена убить всех честных горожан”. Разворачивающееся далее действие не поддается описанию и предсказанию. Мафиози и шериф сошлись на поле боя, чтобы вычислить и уничтожить друг друга. Признаться честно, довольно-таки забавно наблюдать, как взрослые люди с замершими гримасами обвиняют окружающих во всех смертных грехах: “Убийца — ты, однозначно”, “Я думаю, маньяк Кирилл”. Репутация честного жителя — на вес золото. Только вот не знаешь, кто говорит правду, а кто откровенно лжёт.

В “Мафию” играют везде: в шумных компаниях, на днях рождениях и праздниках, в специальных клубах, мы играли в неё даже в армейской казарме. Казалось бы, невинная забава, однако эта игрушка, построенная на мастерстве врать искусно, сегодня стала не только способом самореализации, но и вполне выгодным бизнесом.

Азарта “Мафии” не занимать. Малейшее, даже сиюминутное знакомство с этой игрой сразу превращает тебя в увлечённого и заядлого игрока. Намечается время и место. Как правило, вечер, какое-нибудь кафе. Собирается народ и… начинается битва разумов. Сигналом к старту служит фраза ведущего: “Приглашаю занять свои места за игровым столом”. Участникам раздают карты рубашкой вверх. Как правило, основных персонажей четверо — два мафиози, глава мафии и Шериф, противник бандитов. Однако, если народу за столом собирается много, вводятся новые персонажи — Врач, Проститутка, Маньяк и даже Журналист. Всем остальным достаются карты мирных жителей.

Первое погружение в игровую ситуацию, мягко говоря, не задаётся. Моя карта “Мафиози”. Ведущий начинает: “В городе наступает ночь”. Участники закрывают глаза. “Просыпается мафия”, — продолжает ведущий. Поднимаю веки и ищу своих компаньонов. В голове одна мысль: не шевелиться, иначе сидящий рядом что-нибудь заподозрит. Вместе с Ваней и Юлей, они тоже мафиози, жестами указываем ведущему на жертву. Мы решили убить Васю. Потом мы засыпаем, а ведущий по очереди вызывает других игроков. Маньяк — одиночка, его задача — убить всех. Для него победить означает остаться одному за игровым столом. Врач может вылечить любого участника. Шериф указывает на подозреваемого, а ведущий кивком головы даёт понять, ошибся представитель закона или вычислил преступника. После наступает утро. Все открывают глаза. Ведущий обрисовывает картину: кто убит, кто пойман, кто вылечен.

Днём игроки обсуждают, кто из них может быть “нечестен” — причастен к мафии. Тут начинается невообразимый базар. Каждый обвиняет каждого, при этом обеляя свою персону. На меня сразу ополчается большинство играющих: видимо, не смог удержать лицо. Остальных ищут при помощи догадок и предположений. Все строят разные гримасы, такое ощущение, будто присутствуешь на конкурсе лгунов и врунов. Интересно, что больше всего подозревают самых шумных, суетливых и разговорчивых. Немногословные же люди, к коим относится и Юлия, без проблем остаются в игре до последнего.

Все без исключения участники интеллектуальной битвы сходятся во мнении, что “Мафия” — это не только развлечение. Иван убеждён, что данная игра — своеобразный образовательный тренинг. “Здесь учишься понимать, когда люди врут, учишься, как при необходимости можно что-то скрыть, — говорит молодой человек. — Плюс это большая школа манипулирования. Жизнь прозаична. Не всё зависит в этом мире от тебя, и иногда надо уметь манипулировать другими, чтобы добиться своего”.

Немаловажен в “Мафии” и элемент состязательности. Здесь обязательно есть проигравшие и победители. Причём выиграешь ты или проиграешь зависит только от тебя — ведь, чтобы выстроить успешную коммуникацию, необходимо уметь владеть собой. Психологи давно доказали, что “Мафия” — это школа управляемого общения, саморегуляции. Ведь тут необходимо скрывать свои эмоции, чтобы не быть разоблачённым, а лучше всего надо уметь лгать, играть в людей и с людьми.

Кстати, тот факт, что “Мафия” похожа скорее на психологический тренинг, нежели на увлекательное времяпрепровождение, не случаен. Эту игру в 1986 году придумал студент психфака МГУ Дмитрий Давыдов. Прототипом игры “Мафия” является европейская игра под названием “Убийца”, известная с середины XX века. Однако если в “Убийце” ищут одного маньяка, то в “Мафии” игроки посредством обсуждения уже вычисляют коллектив убийц — команду Cosa Nostra. Популярность игре придал итальянский сериал “Спрут”, в котором полицейский комиссар Коррадо Каттани борется с сицилийской мафией. В конце 1980-х его мотивы часто использовались в первых версиях игры, а некоторые вариации “Мафии” хранят названия ролевых персонажей и место действия в тон сериала до сих пор. Например, в Норвегии, до которой к 1995-му году статус комиссара и название самой игры дошло как Kasar Khatani. Кстати, в калининградской Высшей школе МВД для курса “Визуальная психодиагностика” выпущен учебник “Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры “Мафия” и “Убийца”. Курсантов учат читать язык телодвижений в игровой форме.

Сегодня, чтобы поиграть в “Мафию”, необязательно собирать друзей и знакомых. Игра перекочевала в Интернет. На форуме или в социальной сети собирается группа людей. Среди них выбирается ведущий, который каждому даёт роль. Далее участникам необходимо придумать себе историю жизни, опираясь на которую другие игроки будут задавать вопросы и по ответам пытаться поймать лжеца. Игра заканчивается в определённый момент, и все начинают голосовать. Тот, против кого оказалось большинство, выбывает.

Более того, “Мафия” уже создала вокруг себя целый виртуальный мир, со своими законами, традициями и языком общения. Игроки объединяются в криминальные семьи. Строятся целые города, где есть банк, дом торговца оружием, Дом культуры (проходят виртуальные свадьбы и конкурсы). На сайте онлайн-мафии есть даже свой жаргон: “чиж” — честный житель, “маф” — мафиозо, “ком” — комиссар, “всб” — внебрачный сын босса (каких только ролей уже нет в игре).

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА