Городской совет
Павел Креско рассказал о командировках в Донбасс и помощи, которую Красноярск оказывает бойцам
Он выезжает с гуманитарными грузами уже не в первый раз.
Что значит помогать тем, кто находится в сложнейших условиях военной операции в Донбассе? В преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне «Городские новости» поговорили об этом с Павлом Креско — красноярцем, который регулярно выезжает с гуманитарными грузами к южным рубежам страны. Павел Геннадьевич является депутатом городского Совета, где координирует деятельность рабочей группы, занимающейся поддержкой участников специальной военной операции и их семей. Кроме того, он активно сотрудничает с благотворительным фондом «Сибирская дивизия», который комплектует и отправляет в зону СВО нужные нашим парням грузы. Побеседовали мы и о сибирском землячестве в Донбассе, и о том, что делают красноярцы для бойцов, защищающих наши западные рубежи.
Нужно увидеть своими глазами
— Павел Геннадьевич, так что, по-вашему, значит помогать тем, кто сейчас находится в жёстких боевых условиях?
— Чтобы это понять, нужно хотя бы раз всё увидеть собственными глазами. Прошлым летом я побывал в Шебекино, это в Белгородской области. Для меня это мирный город, он даже не в зоне СВО, но подвергается жесточайшим обстрелам. В нём разрушенные дома и запах гари не выветривается. Это производит сильное впечатление.
В Шебекино мы зашли в администрацию, в кабинет мэра, куда незадолго до нашего визита прилетели осколки от снарядов. В этом же городе мы побывали на складах с гуманитарной помощью. Такого количества продовольствия, как там, мне раньше не доводилось видеть: машины с грузами шли в него вереницами. Но и людей, которые приходят на эти склады за помощью, огромное количество. Это мирные жители: женщины с ребятишками, пожилые люди. Они берут макароны, продукты длительного хранения. Понимаете, для них эта поддержка жизненно важна.
Затем мы проехали Мариуполь, миновали район Мелитополя, Геническ. Это уже населённые пункты новых российских территорий, где совсем недавно шли жесточайшие бои. Разговаривал там с людьми, которые рассказывали, что происходило на этой территории в последние 10 лет, видел уничтоженные в результате бомбёжек дома.
А как наши бойцы воспринимают помощь, которую мы им привозим! Понятно, что на фронте очень востребованы технические средства, обмундирование. Но не менее важна и моральная поддержка. Знаете, как они радуются письмам и открыткам от красноярских школьников и детсадовцев! У них слёзы на глаза наворачиваются. Мама моя связала ребятам коврики, хотела, чтобы парни постелили их на сиденья в машины. Но они сказали, что повесят в блиндаже как маленькое украшение. Вещи, которые мы здесь воспринимаем как мелочи, для них кажутся большим подарком, знаком огромного внимания.
— Вы уже много раз бывали в Донбассе, в частности в Луганске и Донецке. Расскажите, как вас встречают воины-красноярцы?
— Со многими ребятами, которые забирают у нас грузы, я уже лично знаком, встречаемся не впервые. Они всегда нам рады, и для меня тоже очень важно увидеться с ними. Знаете, это всё-таки военная операция, поэтому нередко на душе кошки скребут: как там парни? Хочется удостовериться, что с ними всё в порядке. К сожалению, долго не получается поговорить. Ребята приезжают с линии боевого соприкосновения, времени у них в обрез — нужно загрузиться, вернуться к своим, пройдя большое количество блокпостов, разгрузиться и дальше — как они говорят, «идти работать».
Этой весной ездил в очередную командировку. Хорошо, что удалось специально навестить нескольких красноярцев. Например, съездили в госпиталь к нашему бойцу Роману, фамилию не буду называть, он проходит лечение после ранения.
Кстати, само название нашего фонда — «Сибирская дивизия» — возникло не случайно. Оно историческое. В 1941–1945 годах формировалась Сибирская дивизия, которая участвовала в боях за освобождение мира от фашизма. И в наши дни, приезжая в Донбасс, мы встречаемся с ребятами, которых это название объединяет: из Иркутска, Ачинска, Омска, Томска, Новосибирска, Тюмени, городов и поселений Забайкалья. Они тоже всегда нас рады видеть, приветствуют как родных. Такое сибирское землячество за тысячи километров от дома.
Железно ничего не стоит
— Что вы обычно отвозите в зону СВО?
— В этот раз передавали посылки для госпиталей: спортивные костюмы, футболки, нательное бельё — то, во что можно одеть ребят, проходящих лечение. Наверное, не нужно объяснять, что после ранений форма, которая была на парнях, отправляется в утиль и нужна сменная одежда. Также отвезли подушки, одеяла, посуду и другие необходимые вещи для организации быта в местах, где восстанавливаются бойцы.
Для автомобильной роты передали запчасти, металлоискатели, монокуляр ночного видения, инструменты, генераторы, печи. Для батальона «Невский» — автомобиль Нива, зарядные устройства и многое другое по их заявке. Другим подразделениям — квадрокоптер, ноутбук, медикаменты. А для бойцов инженерно-сапёрной роты отдельной бригады береговой обороны мы привезли сапёрную машину на гусеничной платформе Venom Kamikadze — сухопутный дрон, который уже эффективно помогает в службе нашим ребятам. Это новая техника. Её в производство запустили под Новосибирском, но сейчас подобное оборудование собираются делать и наши красноярские специалисты. Один день работы этой машины заменяет два дня усилий сапёров. Но дело не в скорости. Железо, даже самое дорогое, по сравнению с человеческой жизнью ничего не стоит! А бойцы могут оставаться вне зоны риска и заниматься более безопасной работой.
— В сборе посылок, наверное, участвует невероятное количество людей, живущих здесь, в Красноярске?
— Да, их так много, что посчитать очень сложно. Мы обращаемся к коммерческим структурам, они помогают приобрести в магазинах необходимый инвентарь, запчасти, инструменты для ремонта автомобилей. Компьютерную технику, беспилотники, пульты управления мы подбираем по запросам, которые отправляют нам сами ребята, уже на месте устанавливающие нужное программное обеспечение.
Большую помощь оказывают волонтёры, которые шьют костюмы, бельё, подушки для госпиталей. Мы сотрудничаем с нашими красноярскими девчонками, которые как раз специализируются на шитье одежды, а также плетут маскировочные сети. У них есть цех в арт-резиденции «Каменка».
— Вы сотрудничаете не только с волонтёрскими организациями, но и другими благотворительными фондами. Кооперируетесь?
— Конечно. Считаю, чем больше будет людей помогать нашим ребятам, фронту, тем будет лучше. Мы можем подхватить грузы других фондов, если у них, например, не хватает места в машинах или им срочно нужно передать посылки по запросу бойцов, а мы как раз собираемся ехать. Также и наши грузы без проблем берут при необходимости. У нас у всех одна цель!
— Вы были в разных городах Донбасса, которые сейчас восстанавливаются. Заметны ли изменения?
— Донецк — очень красивый, солнечный город. Сейчас там всё зелено, яблони, вишни — всё в цвету. Есть, конечно, следы прилётов. Но всё равно ловил себя на мысли, что это город, в котором хочется жить. Дважды мне довелось побывать и в Мариуполе, проезжал по центральной части до «Азовстали». За год город сильно изменился. Домам, которые имеют историческое значение и которые я видел до этого разрушенными, сейчас возвращают первозданный вид. В Мариуполе работают питерские строители, используют технологии, позволяющие, я бы так сказал, интегрировать современный каркас в исторический фасад. А типовые здания, которые уже не подлежат восстановлению, сносят, на их месте возводят новые, очень красивые. Так что город разрастается, возвращает себе свой былой прекрасный облик, в нём появляются новые кварталы.
Информация в помощь
— Здесь, в Красноярске, вы активно включились в деятельность горсовета по поддержке семей военнослужащих, координируете мероприятия специальной рабочей группы, созданной при городском Совете. В чём заключается эта деятельность?
— Наша задача — донести до семей участников специальной военной операции информацию о том, какими мерами поддержки они могут воспользоваться. Сейчас много кто занимается помощью бойцам и их семьям. Но часто у людей возникают ситуации, когда им нужно обратиться с узкоспециальным вопросом, и люди не знают, куда пойти. Мы собираем запросы, ищем пути решения. Например, большой блок задач посвящён именно жёнам и детям бойцов. Это обеспечение горячим питанием школьников с пятого по одиннадцатый класс, группы продлённого дня, бесплатные детские сады, проезд к местам учёбы, занятия в секциях.
Кроме того, мы занимаемся темой патриотического воспитания, помогаем в организации встреч школьников с бойцами СВО. Участвуем в федеральном проекте «Парта героев», позволяющем ещё больше рассказать о тех, кто сражался на фронтах специальной военной операции.
Но, повторюсь, наша главная задача — содействовать в решении реальных вопросов бойцов и их семей. Каждую пятницу в Свердловском районе мы устраиваем встречи с жёнами военнослужащих, обсуждаем их проблемы. Ситуации ведь бывают разные: у кого-то в частном секторе зимой были сложности с дровами и углём, у кого-то управляющие компании отказываются выполнять ремонт в многоквартирном доме, а некоторые просто не знают, что могут без очереди получить место в детском саду для своего ребёнка.
— На одном из заседаний рабочей группы вы предложили инициировать в Красноярском крае награждение родителей бойцов нагрудными знаками «Мать героя» и «Отец героя». Насколько реально осуществить эту инициативу и когда такие медали могут быть выпущены?
— Такие инициативы уже реализуются в Курской области, Санкт-Петербурге. Мы написали обращение в краевое правительство, ждём ответа. Думаю, региональная власть нас поддержит, правильно будет сегодня отметить людей, которые вырастили героев. Будем также просить о льготах для граждан, награждённых данными медалями, чтобы можно было людей поощрить, а не просто вручить нагрудный знак.
— Ещё одна инициатива горсовета и рабочей группы — пригласить детей с новых территорий России, чтобы они здесь отдохнули в летнем загородном лагере. Как отнеслись в Донбассе к этой идее?
— Эту идею начали прорабатывать ещё в прошлом году. Знаю, что и другие города приглашают ребят к себе на лето отдохнуть. Понимаете, ведь в Донбассе уже 10 лет неспокойно. Многие дети выросли в тяжелейших условиях, просто не видели мирной жизни. Считаю, нужно показать им нашу великую страну, прекрасную Сибирь. Вот она наша Родина, большая Россия! Познакомить донбасских детей с нашими замечательными людьми, которые их здесь радушно встретят и дадут им возможность радоваться.
На сегодня городское управление образования уже зарезервировало места в лагере для 25 ребятишек и пяти взрослых сопровождающих. В эту поездку в Донбасс мне подтвердили, что наша инициатива поддержана. Сейчас идёт оформление документов. Уже внесли предоплату за билеты, ищем спонсоров, которые оплатят этой группе полностью дорогу.
Не для себя, дли мирных жителей
— Планируете новую поездку в Донбасс?
— Да, в конце весны — начале лета отправимся снова. Собираем заявки, хотя в целом перечень остаётся прежним. Парням нужны генераторы, беспилотники и другие технические средства, в том числе самые элементарные шуруповёрты, дрели, газовые печки. Также будем обращаться к нашим девушкам-волонтёрам за маскировочными сетями, спортивными костюмами, футболками, нательным бельём. Ещё ребятам требуются лекарства: антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие, противовоспалительные средства и перевязочные материалы.
Нам часто приносят продовольствие, но сейчас оно не слишком востребовано. Снабжение у парней налажено очень хорошо, я нынешней весной проехал несколько частей, ребята мне это сами говорили. Было приятно слышать. Продукты они, конечно, всё равно берут, но не для себя, а для местных жителей.
— За вашу помощь бойцам СВО вас ещё не внесли в украинский список «Миротворец»*, в котором собраны личные данные так называемых врагов украинского народа, «агентов Кремля»?
— Знаю, что такой сайт есть, что некоторые мои коллеги включены в данный список. Но я не захожу на этот портал, не проверяю. Мы делаем благое дело, во благо нашей Родины. Если бояться каких-то списков, придётся просто прекратить всю работу, остановиться. А это невозможно.
— Мы беседуем в преддверии Дня Победы. Что для вас значит этот праздник и как вы его будете отмечать?
— В моей семье много ветеранов той войны: родные и двоюродные дедушки воевали, бабушка работала в тылу. Поэтому праздник отмечался у нас всегда. Когда я ещё маленьким был, 9 Мая с дедушкой ходили на парад Победы в Красноярске, потом возвращались и смотрели по телевизору парад в Москве. К нам приходили родственники, друзья, мы все садились за стол. Позже с сыном также отмечали, сейчас с внуками. В общем традицию продолжаем. И дальше будем чтить ветеранов! Сейчас, на фоне происходящих в мире событий, это особенно важно. Мы должны с удвоенной-утроенной силой чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, которых остаётся, к сожалению, всё меньше. И также нужно чествовать тех парней, которые воюют в наши дни.
Досье
Павел Геннадьевич Креско — депутат Красноярского городского Совета. Входит в состав постоянных комиссий по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре и по бюджету, собственности и экономической политике, а также в рабочую группу по поддержке бойцов СВО и их семей.
Дата и место рождения: 6 июля 1965 года, Красноярск.
Образование: Красноярский монтажный техникум, специальность — технолог сварочного производства, Красноярский технический университет, специальность — экономика и управление на предприятиях энергетики.
Семья: женат, сын, двое внуков.
В тему
Волонтёрский цех, в котором изготавливают для бойцов СВО маскировочные костюмы, флисовые толстовки, балаклавы, многофункциональные плащ-палатки, комплекты одежды и белья, организован на базе арт-резиденции «Каменка» на улице Павлова, 21.
*признан экстремистским и запрещен на территории России.
Фото: личный архив Павла Креско