Новости

Налог: добавить/снизить?

Налог: добавить/снизить?

Увеличив НДС, мы рискуем уменьшить сборы

К ожидаемой ещё с прошлого года печальной участи замены ЕСН на страховые взносы и повышения их с 26 до 34 процентов правительство РФ может преподнести российскому бизнесу ещё один сюрприз. Минфин предложил повысить налог на добавленную стоимость (НДС), что вкупе с увеличившимися страховыми взносами может ощутимо ударить по предпринимательскому сообществу. Как публично заявил замминистра финансов Сергей Шаталов, изменения ставки НДС необходимо для увеличения доходной части бюджета, иначе справиться с постоянно растущими государственными обязательствами не получится. Речь идёт об уже заявленных, но не учтённых в бюджете 2011—2013 годов расходах. К ним относится, прежде всего, увеличение трат на армию, в том числе создание высокотехнологичного мобильного её варианта: с 1,3 трлн рублей в 2010 году до 2,1 трлн в 2013-м. Условно утверждены расходы на оборону и безопасность — 138,4 млрд рублей в 2012 году и 189,5 млрд в 2013 году. Однако источники финансирования этих статей пока не определены, и один из вариантов пополнения казны видится Минфину в повышении НДС.

В 2009 году за счёт сбора именно этого налога удалось получить примерно 20 процентов всех фискальных поступлений в бюджет. Такую же долю в общем объёме поступлений занимают НДФЛ, налог на прибыль и добычу полезных ископаемых, но их повышение может вызвать в обществе гораздо больший резонанс. Между тем, по предварительным расчётам, рост ставки НДС всего на два процента — до 20 — в конечном итоге увеличит поступления в госбюджет на десять процентов.

— Разговоры об изменении ставки НДС ведутся давно, — говорит Анна Лихтер, доцент кафедры экономики СибГАУ. — Но до недавнего времени речь шла если не о снижении, то хотя бы о сдерживании его на существующем уровне. Повышение, несомненно, скажется на тех предприятиях, которые платят налоги по общей системе налогообложения. Можно ожидать рост цен, причём по цепочке: от крупного бизнеса до сотрудничающего с ним среднего и малого. Однако законодательство в области российского налогообложения неторопливо, так что вряд ли стоит ждать каких-то изменений в середине текущего года. Но уже сейчас можно говорить о том, что ужесточение контроля над расходными частями федерального бюджета дало бы более выраженный экономический эффект, чем простое повышение налога.

Эксперты отмечают, что наблюдавшийся с 2004 года тренд на снижение налоговой нагрузки прямо на глазах меняется на противоположный: уже принято решение о повышении страховые взносов, НДПИ на газ, акцизов на табак и алкоголь. Налог на добавленную стоимость, введённый в России в 1992 году, тогда составлял 28 процентов, потом был снижен до 20, в 2004 году сократился до нынешних 18, а для ряда товаров и вовсе до десяти.

В 2005 году тогда ещё президент Владимир Путин уверенно заявлял, что из двух ставок НДС стоит сделать одну и максимально ее снизить — до 10—13 процентов. Но ожидаемого всеми снижения не произошло ни в обещанных 2006—2009 годах, а под конец 2010 года взгляды правительства на этот вопрос и вовсе переменились. Вице-премьер Алексей Кудрин и ранее заявлял, что при снижении НДС бюджет недосчитается 362 миллиардов рублей. Сейчас в Минфине приводят и другие аргументы: уменьшение налога не поможет потребителю, так как не приведёт к падению цен (как не произошло этого, когда его снизили с 20 до 18 процентов); НДС из-за хорошей собираемости — гарантия бюджетной стабильности (если цены на нефть начнут падать, то это сильнее ударит по налогам на прибыль и на природные ископаемые). И, наконец, более высокий уровень НДС в Восточной Европе (22—25 процентов) не мешают странам интенсивно развиваться.

Эксперты же отмечают, что одновременное повышение и ЕСН, и НДС в перспективе приведут лишь к возвращению устойчивого термина “теневая экономика” в активный лексикон россиян. На Западе чаще всего делают по-другому: повышают налог на добавленную стоимость и одновременно значительно снижают нагрузку на фонд оплаты труда. Тем не менее даже эти меры не помогают избежать падения спроса. Так, английские торговые сети уже сейчас прогнозируют стагнацию рынка в 2011 году, поскольку с 4 января Великобритания подняла НДС с 17,5 до 20 процентов, что сразу отразилось на розничных ценах. А представители общественной организации “Деловая Россия” такую альтернативу не отвергают: предлагают сохранить ставку страховых взносов на уровне 26 процентов и все же увеличить ставку НДС. Из доклада организации следует, что при таком варианте вместо 800 млрд рублей (которые планируется получить в результате роста нагрузки на зарплаты) бюджет пополнится на 3,5 трлн рублей.

— Предлагаемые изменения, на первый взгляд, не сильно затронут малый бизнес, который работает по специальным режимам налогообложения и НДС не платит, — говорит предприниматель Сергей. — Однако малый бизнес часто покупает что-то у крупных компаний, которые обязаны уплачивать данный налог. Получается, у последних вырастет себестоимость продукции, и, чтобы сохранить свою норму прибыли, они вынуждены будут повысить отпускные цены. К тому же вырастут в цене все услуги, например, транспортной или энергетической отрасли. Приведу один пример. НДС рассчитывается так: входящий НДС минус исходящий НДС = НДС к уплате. То есть покупаешь лист железа за 100 рублей, с него 18 рублей НДС, а потом продаёшь изделие за 1000 рублей, в том числе 180 рублей НДС. Получается к уплате у тебя: 180-18=162. Может получиться так: я закупаюсь на полгода вперед. Купил, когда ставка была 18 процентов, а продаю и выплачиваю налог уже 20 процентов. То есть входящий НДС остался старым, а исходящий — вырос, разница между ними стала больше. Чтобы избежать убытков, придётся быстро повышать цены. В конечном счете за повышение этого налога заплатит покупатель, а не продавец. Бизнесмены уходят от него следующим образом: дробят крупную компанию на мелкие, оформляют их как ИП, как это происходит, например, с супермаркетами. Или по-другому: поскольку для детских товаров действует льготный НДС в размере десяти процентов, то на всех соках пишут, что они предназначены для детского питания. И это лишь немногие способы обхода законодательства.

Пока же, по опросам “Деловой России”, примерно четверть предпринимателей в ответ на увеличившееся налоговое бремя намерены повысить цены, ещё 25 процентов — уйти в тень, 16 процентов респондентов будут сокращать социальные пакеты и зарплаты.

Пока сложно сказать, каким будет развитие ситуации дальше: против инициатив Минфина выступает министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина. По её мнению, повышение налогов, в том числе и НДС, неизбежно приведёт экономику в некий тупик. К тому же, как показывает российская практика, повышение сборов в бюджет происходит от обратных мер — при понижении налоговых ставок. В результате таких действий бизнес начинает видеть выгоду в легальном существовании и выходит из тени. Повышение же налогов, напротив, стимулирует фантазию предпринимателей по поиску лазеек для снижения нагрузки. И надо ли говорить, что сборы, несмотря на все усилия законодателей и чиновников, при таком раскладе понижаются.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА