Новости

Ответ на вызов кризиса

Ответ на вызов кризиса

Красноярску удалось сохранить достойные позиции

Итоги ушедшего года ещё подлежат серьёзному анализу и осмыслению, но одно ясно уже сейчас — пик кризиса Красноярск преодолел. Более того, он сохранил имидж динамично развивающегося современного города — “места, удобного для жизни”. По оценке заместителя главы города — руководителя департамента экономики Татьяны Зеленской, это подтверждают, прежде всего, демографические показатели.

— Татьяна Васильевна, не изменили ли два года кризиса положительную динамику прироста жителей Красноярска?

— Демографические тенденции обладают значительно большей инерционностью, чем экономические. Мы можем констатировать спад в ряде отраслей промышленности города, но рост населения продолжается. На пике экономического подъёма, в 2008 году, мы вошли в число не столь уж многочисленных российских городов, где рождаемость превышает смертность. В 2009 году положительный прирост за счёт увеличения рождаемости составил 2,5 тысячи человек. Та же тенденция сохранилась и в 2010 году. Количество красноярцев за счёт естественного прироста и миграции увеличилось примерно на 15 тысяч человек. При сохранении такой тенденции в 2013 году Красноярск станет городом с миллионным населением. При этом надо отметить, что даже в условиях экономических неурядиц Красноярск остался привлекательным с точки зрения миграции.

— Что позволяет судить, что пик спада пройден?

— Прежде всего, сокращение безработицы. В течение всего года численность безработных в городе снижалась, и к концу года уровень безработицы достиг 0,95 процента. Судя по динамике, процесс этот стабилизировался. Одновременно растёт количество занятых в экономике краевого центра. Несомненно, сгладить ситуацию на рынке занятости помогла федеральная программа поддержки, в которой активное участие приняли и муниципальные предприятия и учреждения. Однако немаловажным фактором стало и то, что в последние годы произошла значительная диверсификация экономики города, в том числе существенно увеличилась доля занятых в малом и среднем бизнесе. Многоотраслевая структура стала своего рода подушкой безопасности — она позволила трудовым ресурсам “перетекать” из отраслей, в наибольшей степени затронутых спадом, в отрасли, где кризис проявился в меньшей мере. На практике структура занятости изменилась незначительно: несколько возросла доля занятых в сфере торговли и услуг и сократилась в промышленности и, в меньшей мере, в строительстве. Общее же число занятых в экономике города, по предварительным данным, составляет около 490 тысяч человек.

— Важным показателем является жизненный уровень. Удалось ли не допустить его снижения?

— Разумеется, кризис сказался на доходах населения. Тем не менее в 2010 году продолжился рост заработной платы. По предварительной оценке, среднемесячная заработная плата в Красноярске достигла 20,7 тысячи рублей, иначе говоря, выросла на 6,4 процента. Однако с учётом инфляционных процессов реальные денежные доходы населения остались на уровне 2009 года. Но, во всяком случае, не снизились. Положительным фактором является то, что рост заработной платы отмечен в тех отраслях, которые в наибольшей степени пострадали от спада, — это строительство, транспорт, связь, финансовая деятельность. Значит, начался процесс восстановления.

О том, что реального снижения жизненного уровня в Красноярске нет, свидетельствует и такой важный показатель, как розничный товарооборот. При снижении покупательной способности населения естественным следствием было бы его уменьшение. Именно такая картина наблюдалась во многих российских регионах. В Красноярске же напротив, зафиксировано увеличение объёмов розничного товарооборота — по предварительной оценке, рост на уровне 103 процентов. Увеличился и объём платных услуг населению. Все это свидетельствует о том, что запас прочности экономики города оказался достаточным.

— Удалось ли преодолеть сложности ведущим отраслям нашей промышленности?

— На пике кризиса в 2009 году наиболее серьёзное снижение объёмов отмечалось в машиностроении, металлургии и производстве строительных материалов. Особых изменений ни в конъюнктуре рынков, ни в финансовом состоянии предприятий в 2010 году не произошло. В связи с некоторой активизацией строительной отрасли объёмы производства строительных материалов возросли на 2—2,5 процента, второй год наращивают объёмы производители швейной продукции. Важно и то, что в 2009 году не было серьёзного снижения инвестиционной активности, а в 2010-м объёмы инвестиций вновь стали увеличиваться. Можно ожидать, что в наступившем 2011 году они вернутся на докризисный уровень. Преимущественными направлениями вложений являются строительство и реконструкция зданий, приобретение машин, оборудования и транспортных средств. Наиболее ёмкими с точки зрения инвестиций являются такие отрасли, как транспорт и связь, обрабатывающие производства, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, строительство. Если же говорить конкретно, то, несмотря на неблагоприятные условия прошедшего периода, ряд крупнейших промышленных предприятий Красноярска планирует реализацию достаточно масштабных инвестиционных проектов. Среди них: ОАО “Красцветмет”, ООО “КраМЗ”, ООО “Красноярский цемент”, ОАО “Красмаш”, ОАО “Красноярский завод синтетического каучука”, ОАО “Красноярский хлеб”, ФГУП “Германий”, ООО “Вариант 999”.

Положительным для инвестиционной привлекательности города является присвоение ему агентством Фитч Рейтингс стабильного рейтинга кредитоспособности.

Особо хотелось бы отметить то, что такая важная для краевого центра отрасль, как строительство, вновь вышла на положительную динамику развития. Если в 2009 году было введено 473 тысячи квадратных метров жилья, то в 2010-м строительная индустрия вышла на объём более 600 тысяч квадратных метров.

— В условиях кризиса и послекризисного восстановления чрезвычайно важным является использование механизма налоговых и неналоговых поступлений. Ведь, с одной стороны, надо стимулировать деятельность бизнеса, с другой — обеспечить наполняемость бюджета…

— Учитывая, что наиболее значимым для бюджета города остаётся налог на доходы физических лиц, администрацией города была продолжена работа городской межведомственной комиссии по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд, городской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, направленных на легализацию заработной платы.

Особое внимание уделялось стимулированию развития налоговой базы, формируемой субъектами малого предпринимательства, роль которых в доходной части бюджета города из года в год растёт.

Планируется сохранение значений корректирующих коэффициентов базовой доходности К2 для расчёта ЕНВД на существующем уровне. Дополнительной причиной сохранения значений К2 является увеличение нагрузки на фонд оплаты труда с 1 января 2011 года за счёт роста совокупного тарифа страховых взносов с 14 до 34 процентов.

Одним из важнейших направлений работы является проведение мероприятий по формированию информационного ресурса по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, который, как предполагается, станет основой для исчисления налога на недвижимость, в перспективе являющимся основным источником формирования собственных налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Большое внимание уделено повышению эффективности мер, позволяющих увеличить фактическую собираемость платежей, формирующих бюджет города, — продолжение сложившейся практики совместной работы Управления Федеральной налоговой службы, службы судебных приставов, территориальных рабочих групп (комиссий) по взысканию задолженности по обязательным платежам.

Сохранится механизм предоставления отсрочки (рассрочки) по земельному налогу, инвестиционному налоговому кредиту.

Продолжится работа по проведению оценки бюджетной и социальной эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам на территории города Красноярска, выявлению неэффективных налоговых льгот и их отмене. Налоговые льготы, имеющие социальную направленность, будут сохранены.

Таким образом, гибкий подход в налоговой политике позволяет, с одной стороны, стимулировать бизнес, с другой — не снижать поступления в бюджет.

— Экономика циклична. Спад стимулирует последующее обновление и рост. Справедливо ли это утверждение для Красноярска?

— Экономический кризис, ставший препятствием для экономического роста всей страны, явился одновременно стимулом к работе по повышению эффективности экономики города. Учитывая сложившуюся ситуацию, важнейшее значение приобретает создание и развитие инновационной экономики. В настоящее время развивается ряд проектов инновационной направленности, в которых город принимает активное участие.

В городе реализуется кластерная политика. Красноярск уже сейчас — центр ряда ключевых региональных кластеров: металлургии, энергетики, строительной индустрии, лесо-и деревопереработки. Для реализации кластерной политики созданы рабочие группы кластеров, сформирован перечень кластерных проектов — всего заявлено 70 проектов.

Среди 18 кластеров приоритетными для города определены: машиностроение, транспорт и логистика, индустрии питания и сервиса, обращение и переработка бытовых и производственных отходов.

— Удалось ли нашему городу сохранить свои позиции в российской экономике?

— Подтверждением достойного положения Красноярска среди других крупных городов является то, что наш город регулярно отмечается рейтинговыми агентствами и входит в десятку лидеров.

По условиям привлекательности для бизнеса за 2009 г. журнал РБК разместил город на 9-й позиции из 62 городов России, журнал “Форбс” по условиям для бизнеса позиционировал Красноярск на 10-м месте. Уже сейчас предварительно известно, что в 2010 г., по рейтингу РБК, Красноярск опять в десятке лидеров.

По рейтингу журнала “МОЛЛ” Красноярск вошёл в десятку крупных российских городов, наиболее благоприятных для розничной торговли и развития рынка коммерческой недвижимости.

Предстоящий период является важным для дальнейшего роста экономики города. После кризиса экономика обновляется, и именно в предстоящий период необходимо решить задачи, которые зададут тонус для дальнейшего экономического роста. Мы не строим амбициозных ожиданий и сформировали базовые задачи до 2015 г., которые постараемся выполнить в полном объёме и максимально эффективно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА