Новости

Кого кормить будем

Кого кормить будем

Власть задумалась о социальном питании

Сегодня страна переживает своего рода перелом в политике продовольственной безопасности России. В этом году были приняты сразу несколько законов и положений, касающихся питания населения, продуктов первой необходимости и продвижения в торговле местных товаропроизводителей. А 20 декабря в Государственной думе России прошел круглый стол “Реализация Доктрины продовольственной безопасности” с участием представителей Минэкономразвития, Минсоцразвития, Министерства сельского хозяйства, ТПП РФ, ОПОРА, частного бизнеса.

Вопросы, вынесенные на обсуждение, касались разных аспектов реализации Доктрины продовольственной безопасности, из которых самые актуальные — развитие системы социального питания, производства отечественных продуктов, их доступность для граждан. Участники круглого стола с интересом отнеслись к опыту нашего региона, о котором рассказала в своем выступлении депутат Красноярского городского Совета Эльвира Манакова. В частности, в рамках краевого Закона “О дополнительных мерах поддержки агропромышленного комплекса” торговым сетям компенсируются издержки на продвижение продукции местных производителей, в прямой зависимости от объёмов продаж.

И всё же основной упор в дискуссии был сделан на развитие системы социального питания (это питание в учреждениях бюджетной сферы — детских садах, школах, лечебных учреждениях, ГУИН). Участники говорили о необходимости системного подхода к решению данного вопроса, перехода на индустриализацию и централизацию. Геннадий Онищенко, главный санитарный врач страны, отметил, что есть много проблем с качеством и их преодоление требует модернизации:

— Сегодня для нашей страны, в которой огромное количество жителей находятся за чертой бедности, питание является неотъемлемой частью создания базисных основ здоровья. Мы предлагаем усовершенствовать организацию питания в коллективах.

В качестве иллюстрации главный санитарный врач страны привёл следующий факт. В каждом регионе России школьники питаются по-разному: одним государство выделяет деньги на завтраки, другим нет. Получается, школьники у нас имеют неравные права.

— Я полностью поддерживаю Геннадия Онищенко в этом вопросе, — отмечает Эльвира Манакова. — Дотация на завтрак для детей из семей с малым достатком составляет в крае 25 рублей, но можно ли качественно накормить ребенка за такие деньги?

Сравните с обеспечением московских школьников: с первого по четвёртый класс всех детей кормят за счёт бюджета, из которого на одноразовое питание выделяется 42 рубля, на двухразовое 120.

По данным Роспотребнадзора, ситуация с организацией школьного питания в целом по стране очень неприглядная. Износ оборудования зашкаливает за 85 процентов. Страдает качество. Мы все знаем, что в лечебных учреждениях больные питаются в основном домашним, а львиная доля больничной пищи просто уходит в отходы (и это бюджетные деньги!). Необходима модернизация всей отрасли, строительство новых комбинатов питания, работающих на инновационных технологиях. Геннадий Онищенко привёл пример такого комбината в Санкт-Петербурге, пояснив, что с применением новых технологий меняются даже техрегламенты. Однако переход на индустриализацию потребует огромных инвестиций, и здесь, как отметила Эльвира Манакова, важна будет роль частного бизнеса.

— Это можно сделать только на основе частно-государственного партнерства,— уточнила Эльвира Генриховна. — Надо сформировать для бизнеса государственный заказ на организацию питания в бюджетных учреждениях, с конкретными обязательствами государства в части обеспечения долгосрочного (хотя бы до момента возврата вложенных инвестиций) контракта на поставки рационов, льгот в части налогообложения, предоставления земли, финансовой поддержки в виде субсидирования кредитов, государственных гарантий и т. д. Пока же такие проекты бизнесу неинтересны: несовершенна система конкурсов в рамках 94-ФЗ, низкая инвестиционная привлекательность из-за отсутствия гарантий возврата инвестиций, низкая рентабельность производства из-за обеспечения бюджетной цены. Я считаю, что недоработки с организацией социального питания связаны и с тем, что не существует единого ведомства, которое взяло бы на себя эту работу. Сейчас питанием занимается каждая отрасль самостоятельно и, как правило, по остаточному принципу.

Для комплексного решения задачи, уверены участники круглого стола, нужны долгосрочные федеральная и региональные программы. Важную роль должно сыграть устранение межведомственных барьеров — необходим единый координирующий орган, ведомство на федеральном уровне, разработка типовых проектов для тиражирования в регионах. По итогам работы участники круглого стола создали постоянно действующую рабочую группу с целью выработки предложений для правительства, определив тему социального питания как наиболее важную на данный момент. Также было рекомендовано включить мероприятия по здоровому питанию населения в программы социально-экономического развития регионов.

Впрочем, выступая на круглом столе, Эльвира Манакова отметила, что “на уровне краевого правительства и администрации города есть понимание необходимости модернизации системы социального питания, есть бизнес, который готов участвовать в таких проектах, но существующая нормативно-правовая база тормозит этот процесс”. Для решения этих проблем по распоряжению главы города Петра Пимашкова создан Координационный совет по модернизации социального питания под руководством первого заместителя мэра Виктора Шевченко. В рамках Совета разрабатывается план действий и мероприятия для включения в Программу социально-экономического развития Красноярска.

Если в городе будет разработана и внедрена программа централизованной организации социального питания, красноярцы получат возможность минимизировать бюджетные расходы и обеспечить учреждения качественным и полезным питанием.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА