Новости

Нам бы их воздух, им бы нашу дружбу

Нам бы их воздух, им бы нашу дружбу

Как по-новому взглянуть на свою родину

“Лицом к лицу лица не увидать”… Иногда нужно отойти на пару шагов, чтобы увидеть чей-то истинный лик. Но какого размера должны быть эти шаги, чтобы по-новому взглянуть на целую страну — свою родину? Два года, несколько границ и тысячи километров — стали зеркалом для Анастасии Фроловой.

— Три года назад поняла, что хочу и готова исполнить своё намерение — переехать жить в Европу. Поехала в путешествие по странам, чтобы познакомиться поближе и определиться с выбором, — вспоминает Настя. — Конечно, первый восторг вызвала Сорбонна. Жить и пусть не умереть, но поучиться в Париже — это ли не мечта молодой девушки? Однако оказалось, что хоть учёба и доступна, но жизнь во французской столице ужасно дорогая. По этой же причине были отметены и учебные заведения Лондона. Отличный уровень образования, открывающиеся перспективы, но для этого пришлось бы в самом прямом смысле сидеть там на хлебе и воде. И вот на пути появилась Прага. Красивейший готический город, где каждая улочка — словно кадр со старинных романтических фотографий. А когда я узнала, что учиться в их вузах нерезидентам страны можно бесплатно, при условии, что ты готов слушать лекции и сдавать экзамены на чешском языке, то выбор был сделан. К тому времени Чехия вошла в Евросоюз, так что как стартовая точка для заграничной жизни подходила идеально.

Да и первое время жизнь там казалась тоже воплощением сказки. Заходишь в трамвай, а с тобой здороваются. Все соседи по подъезду с тобой знакомятся и вежливо спрашивают о состоянии дел, когда сталкиваются с тобой по дороге в кафе за утренним кофе. И собаки! Пражане — те ещё собачники. Никто косо на твоего четвероногого друга не посмотрит, более того, лохматым везде зелёный свет: в кафе, библиотеках, магазинах. Только ты сам присядешь перекусить, как твоему псу тут же предложат какую-нибудь вкуснятину. В зоопарке и вовсе везде миски с водой расставлены, пусть не только людям будет комфортно на экзотику любоваться. А полицейские, после общение с которыми возвращается вера в стражей порядка! Ни разу не удалось ни договориться, ни вручить вознаграждение за мелкие административные проступки. Только честные уверения в том, что русские ещё не привыкли к запрету въезжать на некоторые улицы после пяти вечера, могли немного скостить выписанный штраф, но не более. Хранители порядка строго блюдут правила, и никакие улыбки не помогут избежать наказания.

— А если в общем о людях… Жители Праги в возрасте, которые ещё помнят советские танки, конечно, могли и отсесть от тебя подальше на остановке и что-нибудь вслед едкое прошептать, — говорит девушка. — Но с молодёжью сразу нашли общий язык, как только чешский выучили. Чешские парни удивили своей серьёзностью: познакомиться на улице для них — что-то из области фантастики. Даже на студенческой вечеринке чех подойдет к девушке, если она каким-то образом поразила его до глубины сердца. Вот такие скромняги. Но! Если уж чех начал встречаться с чешкой, то всё — максимум через полгода раздастся звон свадебных колоколов. Всё это выглядит очень трогательно. Среди таких людей жилось очень комфортно и хорошо: это не искусственные улыбки американцев, не подозрительность немцев. Нет, открытые светлые ребята.

И всё-таки со временем стало чего-то не хватать. И даже не пресловутых березок, а каких-то более глубинных связей со своей страной. Которые выражаются в отношениях с близкими, друзьями, в общей атмосфере, пусть и не всегда простой. И тут судьба словно подсказала: пора возвращаться. В самом центре Парижа во время совместного путешествия Насте сделал предложение её молодой человек, который остался в России. Они долго думали: переносить ли ему свой бизнес в Прагу, либо ей оставить учебу и переехать в Красноярск. Но когда последние полгода Настя бродила по европейской столице, и вся облюбованная туристами красота смотрелась как одно серое пятно, решение пришло само — возвращаться.

— После того, как с тобой все расшаркиваются и раскланиваются, первые полчаса в Шереметьево были шоком, — смеётся Анастасия. — Все кричат, беззастенчиво отталкивают друг друга. А через полчаса вновь привыкаешь к родным реалиям. Хотя, конечно, стала замечать то, о чём раньше не задумывалась. Почему-то оттуда Красноярск вспоминался более красивым, чем оказался на самом деле. Хотя то, как его улицы украшаются в последние годы, — только плюс. Несправедливы высказывания, что всё это не нужно. Нужно! Вы сами не замечаете, как красивые улицы меняют вас. Чтобы понять это, надо пожить среди сплошной красоты. Ну и вторым “открытием” стала наша экология. Вернее, её отсутствие. Настолько в Праге воздух прозрачный и чистый, что лёгкие мои совсем отвыкли от нашего смога. И вот как приехала, так и не могу вновь к нему привыкнуть — задыхаюсь. Но, с другой стороны, я наконец поняла, что несмотря ни на что, жить хочу только здесь. Вот так необъяснимо, наперекор всему, после всех моих восхищений заграницей для себя решила. Тем более, что восстановленные связи с родными и близкими ничем не заменить. Это самое главное — жить среди людей, с которыми чувствуешь родство души. А за впечатлениями буду ездить в путешествия.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА