Новости

Минус два равно пять

Минус два равно пять

Правила перевозок станут строже

О том, что край нуждается в региональном законе, регулирующем пассажирские перевозки, говорилось давно. После долгих обсуждений и дискуссий документ был подписан и с нового года вступил в действие. Результаты его принятия пассажиры должны почувствовать на себе: всё сделано для того, чтобы качество перевозок улучшилось.

Но ещё раньше на сайте краевого министерства транспорта было запущено голосование о том, какие критерии отбора перевозчиков считают важными сами горожане. Полученная информация будет использована для принятия ряда мер по улучшению транспортного обслуживания. А стабильной платформой для этого и должен стать закон.

— В основу стратегического развития общественного транспорта должна быть положена чёткая законодательная база, — отмечает министр транспорта края Захар Титов. — К выполнению рейсов должны быть допущены только перевозчики, прошедшие конкурсный отбор, то есть полностью соответствующие всем требованиям. Ведь именно от того, кто выходит на выполнение рейса, зависит качество обслуживания и, главное, безопасность пассажиров.

— Над Законом “О транспортном обслуживании населения Красноярского края” была проделана огромнейшая работа: мы постоянно вносили в проект закона свои замечания и корректировки и видим, что большинство из них учтены, — рассказывает Сергей Веселков, начальник отдела организации пассажирских перевозок и дорожного движения департамента транспорта. — Считаю, что краевые парламентарии приняли документ, который будет эффективно работать. Но для начала нам надо привести в соответствие с новым законом городские нормативные и подзаконные акты. Уже сейчас в краевое министерство транспорта отправлен проект типового договора с перевозчиками, так как закон чётко говорит, что перевозка пассажиров должна осуществляться только на основе заключённых с уполномоченным органом договорных отношений. Ранее действующим законодательством не были оговорены условия расторжения договора в одностороннем порядке и расторгнуть его с перевозчиком возможно было только после того, как его лишат лицензии. А это требовало весомых оснований: ДТП с тяжёлыми последствиями или регулярные нарушения. Теперь же достаточно допустить два и более нарушения расписания или правил безопасности перевозки в квартал, и это будет основанием для расторжения договора. Таким образом, правила транспортного обслуживания стали строже, что, надеемся, дисциплинирует перевозчиков. А это в свою очередь приведёт к порядку в данной сфере. С другой стороны, договор заключается на пять лет — это определённый плюс для предпринимателей.

Внесена в закон и долгожданная статья о конкурсном отборе перевозчиков. Для того чтобы пройти все процедуры и выпустить транспорт на линию, претенденты должны соответствовать определённым требованиям. Во-первых, иметь транспорт с соответствующими характеристиками: экологическими показателями, оборудованием для лиц с ограниченной подвижностью, оборудованием для поддержания комфортной температуры в салоне. Во-вторых, на всех транспортных средствах должна быть установлена и работать навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. В-третьих, на предприятии должны трудиться водители и специалисты необходимой квалификации. В-четвёртых, не может быть меньше транспортных средств, чем требуется для обеспечения перевозок по установленному расписанию. И, самое главное, при конкурсном отборе будет учитываться наличие предписаний федеральных органов государственного надзора по соблюдению требований безопасности дорожного движения в отношении конкретного перевозчика. Стоит сказать, что дата проведения первых конкурсов пока не определена: слишком большое количество документов и процедур сейчас приводится в соответствие с принятым документом.

Предусматривает правовой акт и возможность заключения договора без проведения конкурса. По словам Сергея Веселкова, это допускается, например, если не состоялся конкурс или с каким-то предприятием досрочно расторгнуто соглашение. Пока готовится новая конкурсная документация, горожане не останутся без транспорта — договор будет заключён с желающим перевозчиком, но не более чем на полгода.

— Закон есть закон, будем его исполнять, — высказывается Александр Кнапнугель, предприниматель, состоящий в Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков. — То, что договоры по итогам конкурса будут заключаться на пять лет, а не на год, как сейчас, определённо положительный момент. С другой стороны, значительно ужесточаются условия работы предприятия на рынке: у меня 58 автобусов, и водители отныне не могут более двух раз нарушить правила безопасности или расписание. Но ведь все знают, насколько сложна дорожная ситуация в Красноярске и безупречная езда не всегда зависит от профессионализма шофёра. Впрочем, даже при всех замечаниях к перевозчикам, работать, кроме тех, кто уже есть на рынке, у нас некому. В очередь в этот бизнес никто не выстраивается: перевозки по-прежнему остаются нерентабельными.

По мнению депутата Законодательного собрания Юрия Швыткина, участвовавшего в рейдах с проверками качества обслуживания в общественном транспорте, закон заметно улучшит положение дел в этой области.

— В обсуждении этого актуального документа принимали участие представители ГИБДД, городской и краевой власти, депутаты, частные и муниципальные перевозчики, — говорит депутат. — Объективный подход позволит заложить основы, с которых начнётся наведение порядка на общественном транспорте. Серьёзный акцент в законе сделан на регулирование тарифной политики: пересмотр действующей стоимости проезда будет производиться не чаще раза в год. А её увеличение возможно только в случае, когда доказано, что доходы от перевозок не обеспечивают устойчивую работу пассажирского транспорта вследствие увеличения затрат предприятий. Кроме того, конкурсный отбор повысит конкурентоспособность перевозчиков. Им придётся доказывать, что они имеют все возможности, чтобы качественно перевозить пассажиров. Однако я и многие мои коллеги всё равно настаиваем на том, что самое эффективное решение — увеличивать долю муниципального транспорта. Когда соотношение достигнет 50/50, тогда горожане почувствуют, что передвигаться по городу на автобусах стало заметно комфортнее. Естественно, это требует солидных финансовых затрат, но когда речь идёт о безопасности, они оправданы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА