Новости

Равный среди равных

Равный среди равных

Ребёнок идёт в школу — для семьи это всегда масса переживаний, хлопот и проблем разного толка. Даже если малыш здоров, умён и развит. А представляете, какие испытания предстоит пройти ученику с инвалидностью и его родителям? Тут нужно все трудности, которые предстоит за долгие годы образовательного пути преодолеть школьнику, умножить на энное количество раз.

Понятно, что получение школьного аттестата или диплома о профессиональном образовании не может быть самоцелью. Главное, чтобы полученное образование помогло человеку с ограниченными возможностями вписаться в социум: дало ему профессию, шанс заработать честным трудом… То есть чтобы инвалид смог чувствовать себя равным среди равных и жить полноценной жизнью. А для этого нужно, чтобы человек не просто получил бумагу об обучении, а, как минимум, хорошее образование. Но не секрет, что сделать это ребёнку-инвалиду в России не так-то просто. Те инвалиды, которые добиваются успехов на этом поприще, скорее исключение из правил.

Сегодня для детей с ограниченными физическими возможностями в нашей стране образовательная среда представлена несколькими формами. Самые традиционная — спецшколы и интернаты: образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся. Далее идут коррекционные классы общеобразовательных школ. Ещё один вариант обучения детей-инвалидов — домашнее обучение, когда преподаватели образовательного учреждения посещают ребёнка и проводят с ним занятия. В последнее время всё большее распространение получает дистанционное обучение. Но все эти формы, как показывает практика, далеки от идеала. Как правило, из специализированных учреждений выпускники выходят плохо подготовленными к жизни. Выросшим в изоляции, под неусыпным контролем родителей и педагогов, привыкшим к поблажкам, им очень трудно ориентироваться в окружающей действительности. Многим элементарно не хватает подготовки и знаний, чтобы продолжить образование. Даже поступив, инвалиды, которые до этого 11 лет учились либо на дому, либо 12 лет в интернате, испытывают сложности с адаптацией к условиям учёбы в конкретном учебном заведении, с налаживанием контактов со своими сверстниками и преподавателями. Поэтому в последнее время всё чаще стали говорить об инклюзивном образовании — когда дети с ограниченными возможностями массово обучаются в общеобразовательных учреждениях. Но такой роскоши большинство российских школ позволить себе не могут. Ведь, например, чтобы тот же ребёнок-опорник мог посещать обычную школу, ему нужно создать условия: установить специальное оборудование, начиная с входа на территорию и заканчивая туалетом.

Валентина Прудкова, руководитель городского пресс-центра инвалидов, в прошлом учитель начальных классов, говорит, что трудности с обучением больных ребятишек были всегда. Ей приходилось заниматься с надомниками, и она не может не признать, что в основном в учёбе ребята-инвалиды намного слабее обычных сверстников. И причина этого далеко не всегда в плохом здоровье.

— Они оказываются выключенными из жизни, чувствуют себя обособленными, — говорит Валентина Ивановна. — Им трудно находить язык с окружающим миром, и это не может не сказываться на качестве образования. На мой взгляд, нужно сделать всё возможное, чтобы ребёнок-инвалид (если, конечно, позволяет диагноз) мог посещать образовательную школу, находился в постоянном контакте как с ребятами, так и со взрослыми. К счастью, в последнее время в Красноярске на образование инвалидов стали обращать внимание, искать новые формы работы.

В Красноярске реализуется несколько образовательных проектов для инвалидов. Так, например, с 2007 года на базе лицея № 11 действует проект “Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья” совместно с центром диагностики и коррекции № 7 при поддержке Института новых технологий.

— По муниципальному контракту было получено специализированное оборудование, которое передано в семьи, — рассказывает руководитель проекта Елена Реди. — Каждый ученик по договору получил системный блок, монитор, лазерный принтер, сканер, WEB-камеру, графический планшет и так далее. Всего в данном проекте участвуют сегодня 52 ученика. По желанию ребята могут дистанционно получать дополнительное образование, осваивать часть общеобразовательных предметов, есть и те, кто постигает школьную программу в полном объёме. Для последних в обязательном порядке проводятся занятия и различные праздники в учебном заведении, чтобы ребятишки учились общаться с другими людьми.

В школе № 17 уже одиннадцатый год работает проект по включению детей-инвалидов в общеобразовательный процесс. Сейчас в ней получает образование 41 ребёнок с ограниченными возможностями, 29 из которых имеют проблемы со слухом.

— У нас есть два отдельных класса по семь человек в начальной школе и один десятый класс, там обучаются только слабослышащие дети, — поясняет директор школы Ирина Куншина. — И практически в каждой параллели есть ребятишки-инвалиды, интегрированные в обычные классы. Надо сказать, что мы довольны результатами, поэтому намерены продолжать проект и далее. У нас постоянно проводится специализированная подготовка преподавателей, чтобы они были готовы работать с особыми детьми. Но самое главное наше достижение, что дети-инвалиды чувствуют себя не просто комфортно в нашей школе, а на равных со здоровыми учениками.

Существует программа работы с инвалидами и в высшей школе. Уже 15 лет в Красноярском торгово-экономическом институте осуществляется проект “Профессия и здоровье”: для страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата здесь созданы особые условия обучения. Ребята могут получить образование по специальностям “Финансы и кредит” и “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”. Эти профессии выбраны не случайно: выпускники получат возможность работать в домашних условиях. Но, правда, этот институт — единственный вуз Восточной Сибири и Дальнего Востока, который целенаправленно занимается профессиональным образованием студентов-инвалидов. Поэтому тем инвалидам, которые решили получать образование в других вузах, приходится непросто.

Александр Булеков, инвалид по зрению, учится на третьем курсе Сибирского федерального университета, получает профессию психолога. Молодой человек уверен, что успехи в учёбе зависят, в первую очередь, от самого человека.

— К поступлению в университет я начал готовиться ещё в школе, — рассказывает Александр. — Ходил на подготовительные курсы не только для того, чтобы подтянуть себя по предметам, но и чтобы научиться ориентироваться на местности, по которой придётся передвигаться вслепую. Также я старался познакомиться с преподавателями, у которых мне предстоит учиться. Купил загодя ноутбук и диктофон для занятий. Но самая большая трудность оказалась не в получении информации, а в том, как добраться до места учебы. Я промучился весь первый курс, а потом нанял себе сопровождающего, который помогает мне доехать до универа, а на время занятий шефство надо мной берут одногруппники. Ведь за день приходится менять не только аудитории, но корпуса.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА