Новости

Обаятельный и привлекательный

Обаятельный и привлекательный

Край поднялся в инвестиционном рейтинге России

На две позиции вверх Красноярский край переместился в табели капитальных вложений, составленной известным агентством “Эксперт РА”, сообщила пресс-служба правительства. В этом инвестрейтинге наш регион уступает лишь традиционным лидерам: Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Свердловской областям, Краснодарскому краю, Ханты-Мансийскому автономному округу и Республике Татарстан. Годом ранее он был десятым среди субъектов Федерации по показателю инвестиционного потенциала. Кроме того, в рейтинге отмечено снижение инвестиционных рисков.

Критерии, по которым определяется возможность денежных вложений, таковы. Это природоресурсный потенциал, инфраструктура, трудовые ресурсы, уровень развития науки, объём налоговой базы, прибыльность предприятий региона, сбалансированность регионального бюджета, доходы населения, уровень социальной напряжённости и преступности. Есть и ещё параметры, но они более интересны узким специалистам, чем нам. Тем не менее и названные критерии не дают однозначного ответа на вопрос, почему край, скажем, растет, а, например, компактная нефтяная Башкирия, где стандарты инфраструктуры и доля перерабатывающих заводов значительно выше наших, опустилась. Непонятно также, почему в “Эксперте” полагают краевой бюджет сбалансированным: по многочисленным отзывам, он один из самых сложных и дефицитных за последнее десятилетие. Впрочем, очевидно, что большие преимущества перед аутсайдерами рейтинга у нас всё-таки есть и это — относительно высокий уровень безработицы, что позволит инвесторам найти массу дешёвой рабочей силы; кроме того, природные ресурсы в крае циклопически огромны. Достаточно сказать, что у нас, извините, даже конь не валялся на некоторых месторождениях, открытых ещё в шестидесятые годы: при удачных инвестициях мы смогли бы стать российским лидером по экспорту стального сырья, и до сих пор никто не удосужился вложить хотя бы лишних полмиллиарда на разведку алмазов, признаки залегания которых найдены также в период проклятого застоя.

Взглянем на положение дел с другой точки зрения. “Эксперт” — отечественное агентство, и его исследования явно предназначаются для внутреннего рынка (заметим, разрушенного ещё в 1992 году). Если цель подобных рейтингов — возрождение обеспеченного товаром отечественного капитала с последующим превращением рубля в резервную валюту вроде евро, такую таблицу можно только приветствовать, а заодно и поздравить край с попаданием в большую восьмерку — по аналогии с мировым империализмом. Ведь на внешнем финансовом фронте дела у России опять пошли наперекосяк.

На Западе — не то от зависти к нашему, не то просто от нечего делать — тоже составили рейтинг стран экономической свободы (это работа фонда The Heritage Foundation и газеты The Wall Street Journal). Там лидером ежегодного исследования уже семнадцатый год подряд становится Гонконг. Правда, сам Китай удостоился лишь 135-го места. На второй строчке оказался Сингапур, славившийся своими благоприятными условиями для ведения бизнеса, что, кстати, в ходе визита отмечал и президент Дмитрий Медведев. Почётное третье место заняла Австралия. Также в топ-десятку попали Новая Зеландия, Швейцария, Канада, Ирландия, Дания, США и Бахрейн. Наша же страна заняла лишь 143-е место из 179 возможных, оказавшись в одном ряду с такими государствами, как Сейшельские острова, Эфиопия, Микронезия, Непал, Лаос, Сирия и Вьетнам. Американские исследователи пишут безо всякого зазрения совести, что в России “складываются достаточно туманные перспективы экономического роста, слишком широко распространена коррупция и ограничены права собственности, что препятствует свободному развитию и независимости от государственного влияния”.

Это ещё раз подтверждает, что нам должно ориентироваться в первую очередь на собственные российские инвестиции, хотя и от капиталов Запада отказываться грешно. Ну, конечно, Эфиопия и Микронезия в эвенкийскую тундру не полезут — они привыкли к другому инвестиционному климату. Но вот, как отмечал недавно на совещании новый полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, в Красноярском крае существуют базовые возможности для вложений крупного капитала.

“Я оцениваю объём инвестиций в экономику СФО в полтора-два триллиона рублей”, — сказал он журналистам. Толоконский считает, что все проекты, куда можно вкладывать крупные средства, делятся на три группы. Первая — площадки Забайкальского края и Бурятии (вероятно, в первую очередь, медное Удоканское месторождение объёмом 40 миллионов тонн металла). Но это нас касается мало, да и то только в том случае, когда эта медь пойдёт на заводы, сбивая цену продукции “Норильского никеля”. А вот две другие группы прямо завязаны на ресурсы Красноярского края — и это среди почти 20 сибирских субъектов Федерации. Что и говорить, приятно слышать о светлом будущем.

По мнению экспертов аппарата полномочного представительства, серьёзный приток капитала должна обеспечить Богучанская ГЭС, которая, видимо, чем дольше строится, тем больше вероятность привлечения инвестиций как в само производство плотины, так и в сопутствующие ей проекты. Никто ещё не заявил, что навсегда отказывается от вложений в строительство алюминиевого завода, железной дороги Карабула — Ярки, двух целлюлозных комбинатов, электролиний и так далее. Сегодня на Нижнем Приангарье работают два крупных промышленных партнёра реализаторов инвестпроекта — “Силовые машины” и “Ижорские заводы”; жаль только, что обещанные сроки ввода ГЭС снова срываются, но в конце концов кризис есть кризис.

Наконец, к третьей группе инвестиций полпред отнёс прокладку железной дороги Курагино — Кызыл, первоначальная стоимость которой, как известно, оценивалась в 72 миллиарда рублей. Казалось бы, это заведомо неприбыльный проект, осложнённый к тому же амбициями тувинских депутатов, указывавших железнодорожникам, где можно тянуть магистраль, а где нет: в республике, мол, много святых мест, и осквернять их рельсами — значит, навлечь гнев местных богов. Но буквально в последний месяц ситуация изменилась. Сенатор Сергей Пугачев, банкир и основной инвестор региона, попал в полосу неудач: сначала возникли проблемы с его Межпромбанком, затем он был вынужден продать Енисейскую промышленную компанию, которая владеет лицензией на разработку Элегестинского угольного месторождения весом более миллиарда тонн качественного коксующегося чёрного золота. Понятно, что купить долю в этом проекте будет выгодно в любом случае: во-первых, в Туве никогда в жизни не было железной дороги, во-вторых, даже при самом махровом кризисе никто не откажется от тепла.

“Все эти проекты не являются таким быстрыми, как, например, создание в Новосибирске завода по производству ионно-литиевых батарей, ввод которого планируется в следующем году, — заявил Виктор Толоконский. — Но на развитие тех регионов, где осуществляются эти проекты, они окажут огромное влияние”.

Напомним, что в своём прошлогоднем послании Дмитрий Медведев так оценил приоритеты инвестиционной политики России: энергетика, электронная связь, инновации, атомная промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство, “куда надо привлекать частный капитал”. А ведь в крае кроме Железногорска есть ещё и залежи урана — тут рукой подать до Ангарского международного ядерного центра, где уран станет основой производства. Может, нам стоит ждать дальнейшего роста рейтинга?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА