Новости

Кассовые противоречия

Кассовые противоречия

Как поработали российские банки в прошлом году?

2010 год стал поворотным для кредитных учреждений: в банковской сфере произошло немало примечательных событий. По мнению аналитиков, таковыми стали и увеличение минимального размера капитала банков, и снижение ставки рефинансирования, и готовящиеся к выходу законопроекты, и даже громкие уголовные дела. Но что думают по этому поводу сами клиенты финансовых организаций? Портал Bank.ru провёл социологический опрос и выяснил, чем запомнилась россиянам банковская деятельность в прошлом году.

Как оказалось, самым главным событием стало для наших сограждан снижение процентных ставок по вкладам. Так проголосовало 63 процента респондентов. Действительно, ставки по вкладам продолжали снижаться весь 2010 год. Если в 2009 году каждый желающий мог сделать вклад под 15—20 процентов годовых, то к октябрю следующего года рублёвые вклады достигли 7,57 процента, долларовые — 3,32, евро — 1,9, а к ноябрю — и вовсе рекордных 3,1 процента. В 2011 году ставки по вкладам закрепились на отметке в 8,25 процента годовых, что оказалось ниже уровня официальной инфляции по итогам года. Однако у многих вкладчиков уже появилась новая надежда: срок действия поправок к закону “О страховании вкладов” закончился, а это значит, что с 1 января Центробанк больше не вправе контролировать процентную ставку по рублёвым вкладам.

В российском масштабе это выглядит как грамотная работа регуляторов — правительства и Центробанка — по оздоровлению финансового рынка после мировых кризисных явлений. Но, поскольку волны экономических трудностей ещё расходятся по странам, континентам и особенно провинциям (волнения в Греции и перевороты в Тунисе — тому яркое подтверждение), любопытно узнать, как реагируют на работу финансистов в Красноярске. У нас, как известно, специфика рынка такова: количество банков-нерезидентов, то есть филиалов, раз в десять превосходит число банков собственных. Иными словами, главенствующую роль на денежном “поле чудес” играют Москва, Петербург и несколько филиалов из других городов страны.

Директор Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин так комментирует “Городским новостям” итоги прошлого финансового года:

— Отношения заводов, входящих в ассоциацию, с банками стали более дружественными. Обстановка по сравнению с 2008 годом изменилась кардинально. Так, один из банков под соответствующие гарантии выделил нашему предприятию кредит размером в 200 миллионов рублей, что два года назад было просто невозможно. Это не единственный пример, когда кредитные учреждения идут нам навстречу, понимая, что товар ассоциации — так называемые “быстрые деньги” — и окупается легче, чем, скажем, в какой-либо отрасли тяжелой промышленности.

По словам Валерия Анохина, благодаря этой тенденции доля акцизов в краевой бюджет возросла до 2 миллиардов 640 миллионов рублей: “А на этот год запланировано 3,1миллиарда, и эту сумму мы надеемся заплатить, тоже руководствуясь надеждой только на банковские кредиты”. Вот какое получается дело: у водки есть важная социальная нагрузка в виде наполнения не только желудков потребителей, но и различных бюджетов. Безусловно, о вреде спиртного в ассоциации знают тоже, но сейчас это другая тема для разговора: бесконечный спор сторонников и противников алкоголя по поводу баланса между бюджетом и продолжительностью жизни граждан, наполняющих казну акцизами… Пока непонятно, радоваться или нет тому факту, что доля продукции местных ликёро-водочных заводов на рынке увеличилась до 36 процентов; но то, что определённую роль в этом сыграли банки, сомнений нет.

Принципиально противоположную позицию в теме занимает Михаил Шевцов, председатель Общества защиты прав потребителей края. Он полагает, что главный итог 2010 года — “беспредельная алчность и жадность банкиров”.

— Рекламируют свои услуги самыми завлекательными способами. А потребителей обманывают, даже мошенничают, — рассказывает Михаил Шевцов. — Вот недавно мы отправили в ОБЭП дело: гражданка взяла в ипотеку 2,6 миллиона рублей. А ей нарисовали долг на 200 тысяч рублей больше под неким предлогом. Плюс взяли комиссионный сбор в 90 тысяч. И если бы она ещё заплатила за страховку жизни, здоровья и сохранности предмета залога, потеряла бы ещё 250 тысяч рублей. Но ведь кредит уже обеспечен залогом квартиры! И комиссионные деньги банкиры не имеют права брать — граждане могут обращаться в суд с исками, и стопроцентно их выиграют. Ещё пример: у вкладчицы остаётся долг по кредиту в… семнадцать копеек. За год банк насчитал ей около двух тысяч штрафов и пеней — это уже ни в какие ворота не лезет. Пользуясь случаем, ещё и ещё раз напоминаю банковским клиентам — читайте каждую строку договора и не обращайте внимания на рекламные увещевания. Иначе можете потерять свои кровные.

Дьявол действительно кроется в деталях… Но факт остается фактом: во время кризиса регулятор ужесточил требования к банкам, сдерживая их порывы по увеличению процентных ставок. Теперь всё может измениться. Надеясь привлечь всё больше клиентов, кредитные организации вновь вступают в конкурентную борьбу. При этом некоторые специалисты настроены весьма скептически. По их мнению, у банков нет весомых причин вновь повышать процентные ставки, ведь россияне и так предпочитают хранить свои сбережения на депозитах. Доказательством тому стали прошлогодние показатели. Так, в 2010 году объём вкладов превысил 9 триллионов рублей, уверенно обогнав бюджет страны.

Но в минувшем году были и другие примечательные моменты. Например, 13 процентов опрошенных отметили, что наиболее значимым событием стало для них снижение ставок по ипотеке. В 2010 году ипотека, и правда, стала доступнее. Например, минимальный процентный порог достиг 10 процентов годовых.

Весьма чувствительны россияне к качеству обслуживания в банках. Больше всего кредиторы запомнились не только снижением процентных ставок, но и самой низкой культурой обслуживания, жалуется читательница Bank.ru Надежда Р: “Такое впечатление, что я живу в Советском Союзе. Как будто банки специально сокращают число сотрудников и увеличивают нагрузку на оставшихся работников, причём не повышая им заработную плату. А те в отместку крайне неквалифицированно продают банковские продукты, выполняя по моему мнению, работу статистов”. Впрочем, тот факт, что профессионализм банковских сотрудников оставляет желать лучшего, уже давно ни для кого не секрет. “В 2008—2010 годах больше всего жалоб поступило на некачественное обслуживание со стороны банковских работников, а также на плохую работу банкоматов”, — признался начальник Управления развития розничных платежей ЦБ Вадим Кузнецов.

Впрочем, многие негативные стороны работы российских финансистов могут уже в нынешнем году уйти в прошлое. По прогнозу директора департамента лицензирования и финансового оздоровления ЦБ Михаила Сухова, к 2012 году в России останется 900 банков, а у пятидесяти пяти отзовут лицензии. Но сокращение числа банков, скорее всего, впервые будет вызвано рыночными факторами — сделками по присоединению и покупке банков. Уже сегодня на пороге несколько крупнейших сделок по слиянию и поглощению кредитных учреждений федерального уровня.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА