Новости

Когда соток меньше шести

Когда соток меньше шести

У россиянина есть уникальное хобби — самоотверженный труд по выходным на любимых шести сотках. Это за рубежом загородный домик приобретают для того, чтобы на лоне природы предаваться блаженному ничегонеделанию. У нас — для того, чтобы разбить на участке грядки и соревноваться с соседями в мичуринских подвигах. Поэтому слова “дача”, а уж тем более “фазенда”, в наших условиях — не более чем стыдливые эвфемизмы, скрывающие то, что есть на самом деле — товарищества садоводов-любителей.

Откуда у горожан тяга к аграрным радостям — гадать не надо. В считанные десятилетия крестьянская Россия стала индустриальной. Города заполнились бывшими селянами, но менталитет-то остался прежним. И даже поколениям, родившимся и выросшим в городах, передалась тяга к земле и крестьянскому труду.

Красноярское садоводческое движение имеет давнюю историю. И в ней, к сожалению, есть не только славные страницы, но и давние проблемы. Вот одна из них.

Словосочетание “шесть соток” стало устойчивым оборотом. Однако в реальности не каждому садоводу во времена оны достались земельные участки площадью в 0,06 га. Кому-то выделили пять, кому-то четыре сотки. Есть даже совсем крошечные участки по две сотки. Как оно так получилось, сегодня уже не важно. А важно другое — что с этими угодьями делать?

То есть понятно, что горох на них выращивать можно. Но как доказать, что вы имеете на это полные права? Очевидно, надо в установленном законом порядке эти права оформить. Однако долгое время сделать это было просто невозможно. Дело в том, что краевой закон ограничивал минимальные размеры земельных участков, предназначенных для целей садоводства, сначала пятью, а затем шестью сотками. На практике это означало, что наделов меньше минимальных размеров как бы не существовало. То есть в реальности-то они, конечно, были. Но невозможно было даже сформировать такие участки и поставить их на кадастровый учет, не говоря уже о том, чтобы оформить на них права собственности. И это, естественно, никак не могло устроить их фактических владельцев. Поэтому красноярские садоводы неоднократно обращались к власти (прежде всего к самой близкой им — городской) с просьбами исправить ситуацию. В департаменте муниципального имущества и земельных отношений проблему прекрасно понимали, но решить её могли лишь краевые законодатели.

— Мы неоднократно выходили с этим вопросом на краевой уровень, — рассказывает заместитель руководителя департамента Светлана Савицкая. — И наконец наши аргументы были приняты. В декабре 2008 года краевым законом был установлен новый минимальный размер садового участка — 0,02 га. Правда, эта норма должна была действовать лишь до 1 января 2011 года. Очевидно, законодатели посчитали такой срок достаточным для того, чтобы владельцы таких участков успели оформить права на них. Тем более что таких наделов не очень много. Так, к осени 2010 года лишь 285 владельцев садовых участков площадью менее шести соток узаконили землю.

Можно, конечно, рассуждать о том, что в сравнении с несколькими десятками тысяч красноярских садоводов это небольшая цифра. Стоило ли ради этого огород городить? Стоило. Ведь если бы даже один человек смог решить свою проблему с помощью закона, значит, этот закон гуманен. Другой вопрос — а зачем вообще нужно устанавливать минимальные размеры участков? К этому обязывает федеральное законодательство. Кстати, кроме ограничений по минимуму устанавливаются и ограничения по максимуму. Тот же садовый участок не может превышать 15 соток. И в этом есть определённая логика. То есть если у вас гектар земли, то говорить о том, что вы занимаетесь там любительским садоводством, можно лишь в шутку. Равно как и разместить на двух сотках земли дом и посадки под силу разве что японцам.

Понятно, почему решение о снижении минимума до 0,02 га носило временный характер. Ведь нормой всё же являются именно шесть соток, а участки меньшей площади — отклонением от этой нормы. Законодатели полагали, что отведённого срока достаточно, чтобы решить эту проблему. Однако, как оказалось, недостаточно. Во всяком случае, краевые законодатели, ссылаясь на многочисленные обращения граждан, решили продлить срок действия минимальной нормы в две сотки до 1 июля 2011 года. Поэтому те, у кого есть участки площадью от двух соток и кто ещё не успел оформить права на них, должны поторопиться — очевидно, после первого июля новых продлений ожидать не приходится. А это означает, что те, кто не успеют легализовать свои наделы, в дальнейшем не смогут даже поставить их на кадастровый учёт. Участки окажутся юридически не существующими, со всеми вытекающими последствиями. Например, если земли понадобятся для муниципальных нужд, то на какие-либо компенсации их хозяевам рассчитывать не придётся — ведь они не смогут ничем подтвердить свои права.

Что же нужно сделать садоводам, чтобы не оказаться владельцами призрачных участков?

— Самое простое, — поясняет Светлана Савицкая, — это обратиться в муниципальный центр приёма граждан, расположенный по адресу: улица Карла Маркса, 49. Вопросами садовых товариществ занимаются заместитель руководителя центра Елена Петровна Гребенщикова и консультант Светлана Анатольевна Пупкова — исключительно грамотные профессионалы и очень отзывчивые люди. Приём в центре осуществляется ежедневно, за исключением субботы и воскресенья, с 9 до 17 с обеденным перерывом с 13 до 14 часов. Но следует подчеркнуть, что речь идет только о садоводческих товариществах, расположенных в границах города Красноярска.

Технически же процесс начинается с проведения кадастровых работ и постановки участка на кадастровый учет. Именно после этого земля может стать объектом права.

Кстати, в Красноярске определён целый ряд категорий граждан, для которых кадастровые работы могут быть выполнены за счёт средств бюджета. Но здесь тем более следует поторопиться — ведь выделение бюджетных средств — процесс небыстрый. А времени осталось всего полгода.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА