Новости

Дорожный фон

Дорожный фон

В России нашли ещё один способ пополнить бюджет

С 2011 года в России создаются Федеральный и региональные дорожные фонды, и через несколько дней на пленарном заседании Государственной думы соответствующий законопроект должен быть рассмотрен в первом чтении. Решение о создании ФДФ и РДФ принял Президент России Дмитрий Медведев в июле прошлого года. Отметим, что эти структуры уже существовали в стране до 1 января 2000 года — до принятия нового Бюджетного кодекса, который определил, что все средства на нужды отрасли должны аккумулироваться в казне, хотя и “расходоваться по целевому назначению”.

В Красноярском крае, в частности, местный Совет утвердил ещё в 1991 году закон об образовании Краевого дорожного фонда. Таким образом, в регионе появилась, по статусу, “некоммерческая организация, аккумулирующая поступающие за счёт краевых доходов средства и направляющая их на финансирование сферы дорожного хозяйства”. Некоммерческий фонд — это вообще-то оксюморон, несочетаемые слова… Потом фонд преобразовали в госучреждение “Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю”, которому и передали, собственно, контроль за расходованием всех собираемых денег. Как заявлял тогдашний депутат Законодательного собрания региона Владимир Беседин, в 2001 году бюджет дорожного фонда был снова определён как внебюджетный, что “противоречило действующему законодательству, и на сегодняшний день средства этого фонда находятся вне пределов контроля ЗС”.

Все эти, попросту выражаясь, дёргания говорят о том, что финансы на ремонт, строительство и обслуживание автотрасс или расходовались как попало, или же одна организация в каждом регионе взяла их только под собственный контроль и тем самым ущемила интересы коллег по отрасли. Любопытно, что консультанты нашей газеты крайне неохотно говорили о проблеме названного фонда. Создаётся впечатление, что он, несмотря на федеральные постановления и решения, существовал всегда в виде этакого маленького регионального мешочка с деньгами, про которые мало кто знал, а уж про их расходование — тем более. Вот пример из недалекого ещё 2003 года.

“Дорожной отрасли Красноярского края регулярно не хватало денег. В январе и феврале, например, дорожные организации должны были получить около семисот миллионов рублей, а получили всего 70, то есть одну десятую часть от запланированного. Кроме того, в ноябре и декабре 2002 года порядка 300 млн рублей, предназначенных на нужды дорожной отрасли, были направлены на выплату зарплаты бюджетникам всего края. Такое положение дел сложилось из-за ликвидации целевого дорожного фонда края.

Несмотря на то, что в консолидированном бюджете края на 2003 год на дорожные цели заложено свыше полутора миллиардов рублей, дорожники уверены, что всю сумму они не получат. Причина — ликвидирован фонд, отсутствует целевое финансирование. Плачевное положение отрасли незамедлительно сказывается на судьбе людей, занятых в ней. Если ситуация не изменится, то по крайней мере треть дорожников, а это три с половиной тысячи человек, будут уволены. Депутаты Законодательного собрания края согласны, что необходимо восстанавливать дорожный фонд и выносить этот вопрос на сессию. В администрации края говорят, что вопрос о целевом финансировании необходимо отложить на второе полугодие. А пока дорожникам обещают до конца марта выделить 250 миллионов рублей”, — сообщалось в средствах массовой информации тех лет.

Попробуем внести ясность. По словам министра финансов Алексея Кудрина, вместе с главой Министерства транспорта Игорем Левитиным “наши предложения были доложены Президенту и одобрены им”. Поскольку в стране дороги всегда были второй бедой, очевидно, ликвидация фонда десять лет назад была делом рук представителей первой беды — теперь же, как утверждает Кудрин, ФДФ будет аккумулировать средства на создание и строительство дорог.

По его словам, объём Федерального дорожного фонда в 2011 году составит 377 миллиардов рублей, в 2012-м — 348 миллиардов рублей, в 2013 году — 408 миллиардов рублей. “За три года объём средств, направленный за создание дорог, увеличится на 60 процентов”, — отметил министр.

При этом, указал Кудрин, региональный дорожный фонд в 2011 году суммарно будет составлять 82,9 миллиарда рублей (34 миллиарда рублей будет использовано для ремонта дорог крупных городов), в 2012-м — 170 миллиардов рублей (87 миллиардов рублей — в крупных городах), в 2013-м — 279 миллиардов рублей (139 миллиардов рублей — на дороги в крупных городах). Сказка, да и только. Откуда вот только возьмутся деньги? Кудрин пояснил, что в течение последующих трёх лет акцизы на бензин будут увеличиваться на рубль каждый год. Это и станет одним из источников пополнения созданного Федерального дорожного фонда. Как отметил Кудрин, “дорожный фонд будет аккумулировать средства на содержание и строительство дорог”. Казна России, по расчётам чиновников, получит дополнительные доходы: 83 миллиарда в нынешнем году и 174 — в следующем.

Однако это далеко не всё.

Как гласит действующее законодательство, источники образования дорожных фондов в России — это “налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств, средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций и т. д”. Если не углубляться в подробности, становится ясно, что основным плательщиком в федеральный и региональные фонды, как и во многих других случаях, остается рядовой гражданин.

Анатолий Чабунин, руководитель Федерального дорожного агентства, отвечая на вопросы автомобилистов в прямом эфире одной из радиостанций, с горечью отметил, что страна остро нуждается во вводе 750 тысяч километров федеральных и местных автодорог. Он надеется, что главным двигателем этого процесса будет как раз создание территориальных дорожных фондов:

— Мы, как вы знаете, создаём такие структуры, и сейчас вносятся поправки в Бюджетный кодекс, которые закрепят даже не право, а обязанности субъектов по формированию территориальных дорожных фондов. Что с этим связано? Вы знаете, вот, многие губернаторы, обычно приезжая в Москву, обращаются за помощью, просят деньги из федерального бюджета на дорожное строительство. Но когда мы ставим их перед задачей чётко отфиксировать объёмы целевого расходования бюджета, выясняется, что на местах есть задачи поважнее, чем дороги. Поэтому не случайно было решение — создать фонды. Выделить их из бюджетов.

По словам Чабунина, они станут некоей финансовой ватерлинией региона, выше которой поднимать планку расходования средств нельзя — регион “потонет”, ибо на дорожной сети держится вся его экономика.

И последнее. В декабре прошлого года постановлением краевого правительства слова “долгосрочная целевая программа “Дороги Красноярья” были заменены на “Дорожный фонд Красноярского края”. Подписал документ премьер Эдхам Акбулатов. Таким образом краевые системы сбора и расходования дорожных денег приводятся в некоторое соответствие с федеральными, так как теперь уже бывшие “Дороги Красноярья” должны были действовать до конца 2011 года.

Стоило всё это 18 миллиардов рублей. Осталось лишь собрать их.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА