Новости

Вторая жизнь отходов

Вторая жизнь отходов

“Добрый день, уважаемая редакция! Наш край богатый. Донор, как его называют. Уже на протяжении нескольких лет городские власти твердят, что полигоны для хранения и складирования мусора необходимо ликвидировать, что Красноярску необходим мусороперерабатывающий завод. Без него мы задохнёмся и утонем в отходах. Чиновники не раз заявляли, что в городе уже есть проекты по строительству подобных производств. Однако слова так и остаются словами! Очень хотелось бы получить ответ на следующий вопрос: “Когда, наконец, в нашем городе будет мусороперерабатывающий завод? И будет ли он вообще?”

С уважением, Галина Захаровна Матвеева”.

Проблема хранения и переработки мусора стоит для Красноярска очень остро. Ежегодно жители краевого центра производят более 400 тысяч тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Это не считая промышленных отходов, а также мусора, привозимого на городские полигоны с соседних территорий: Емельяновского района, Берёзовки.

Специалисты департамента городского хозяйства отмечают, что складирование, или так называемое захоронение на полигонах, — пока основной способ борьбы как с ТБО, так и промышленными отходами. Если верить официальной статистике, под хранение мусора в России отчуждено более двух миллионов гектаров земли. Чиновники сетуют: мусоропереработка, которая могла бы превратить отход в доход, в нашем городе пока слабо развита. Конечно сегодня в Красноярске при желании можно сдать в приёмочные пункты всё, что угодно. Традиционно принимают бумагу, стекло, пластмассу. В краевом центре есть предприятие по переработке использованных шприцев, два объекта по уничтожению медицинских отходов, есть специализированное производство по демеркуризации ртутных ламп и других приборов, содержащих ртуть. Принимают и неисправные аккумуляторы. Что можно — сортируется, утилизируется и используется повторно. Вот только объёмы таких предложений очевидно не отвечают потребностям почти миллионного мегаполиса.

Пилотные проекты по раздельному сбору мусора проваливаются из-за несознательности горожан, скидывающих весь мусор в одну кучу.

В Красноярске несколько “отходных” полигонов. Основной объект размещения бытовых отходов левобережья — полигон за заводом “Крастяжмаш” в Емельяновском районе — занимает площадь в 30 гектаров. На правобережье полигон располагается за Шинным кладбищем. Специалисты говорят, что мощности этих площадок хватит лишь до 2015 года.

— Позиция власти проста — от полигонов надо уходить, — говорит Владимир Малых, заместитель руководителя департамента городского хозяйства — начальник отдела координации деятельности ТСЖ, специализированного жилищного фонда и экологических вопросов ЖКХ. — Ведь закрывая свалки, мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, снимаем экологические вопросы, а во-вторых, создавая мусоросортировочные производства, возвращаем в экономику вторичные ресурсы, а как следствие, в городе появляются новые производства, дополнительные рабочие места.

Специалисты городской администрации говорят, мусоросортировочный бизнес в краевом центре находится только на этапе становления. “Уже два года недалеко от деревни Бадалык работает небольшой мусоросортировочный комплекс. Технология проста: сортировка стекла, бумаги, отдельно пищевые отходы захораниваются. Бумага прессуется и продается в Новосибирск, полиэтилен прессуется и сбывается в Санкт-Петербург. Однако его мощности — 100 тысяч тонн отходов в год — явно недостаточно для Красноярска. Сейчас неподалеку от ТЭЦ-3 строится мусоросортировочный завод, который покроет потребности города в мусоросортировке. Оборудование, необходимое для нового производства, уже прибыло в Красноярск и проходит процесс растаможивания. Если всё пойдет по плану, то новый завод в деле мы увидим уже через месяц”, — отмечает Владимир Малых.

Бизнесмены сетуют, построить производство — ещё полдела. Сложнее выдержать конкуренцию со стороны полигонов. Ведь свезти мусор на свалку значительно дешевле и выгоднее, нежели сдать его на завод. Тот же уже функционирующий в городе мусоросортировочный комплекс работает не на полную мощность. Власти совместно с предпринимателями думают, как переломить сложившуюся тенденцию. В департаменте городского хозяйства, не исключают, что, возможно, будут введены какие-то льготы для предпринимателей, радеющих за экологичный бизнес. Инвесторы, вложившие деньги в строительство мусоросортировочного завода, говорят, что утилизация через завод для населения не станет непомерной финансовой нагрузкой. Основную прибыль рассчитывают получать именно с переработки, а не с приёмки мусора.

На недавнем заседании комитета по экономической политике, посвященном вопросу строительства в крае семи мусорных полигонов, депутаты Законодательного края усомнились в рентабельности строительства мусороперерабатывающих заводов в сибирских условиях. “В наших условиях вряд ли цена на землю в окрестностях Красноярска когда-нибудь будет настолько высокой, чтобы стоимость складирования на ней мусора была сопоставима с ценой переработки”, — сказал председатель комитета Михаил Васильев.

За границей переработка бытовых отходов считается делом выгодным. Ведь в их составе — более половины — ценное сырье, пригодное для вторичного использования в народном хозяйстве: пищевые отходы, бумага, картон, текстиль, пластмассы, металлы, стекло. В той же Германии перерабатывается до 80 процентов бытовых отходов. После переработки (а не сортировки) из этого “добра” получают удобрения, химические волокна, картон, строительные уплотнители, утеплители.

— Мировой опыт показывает, что переработать можно 60 процентов ТБО, остальное необходимо сжигать, — рассказывает Владимир Малых. — Инженеры одного из научно-исследовательских институтов Железногорска вышли с проектом строительства специальных котлов для сжигания мусора. Отходы от производства можно использовать для изготовления строительных материалов. Таким образом, мы практически стопроцентно перерабатываем отходы. Этот проект пока рассматривается, инженеры создают экспериментальную установку, ищут инвесторов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА