Новости

Правда о войне

Правда о войне

Так случилось, что жизненной творческой площадкой для художника Евгения Кобытева стал именно Красноярск. Первое его знакомство с городом случилось в начале 1930-х, когда после окончания Омского худпромтехникума, получив распределение, он становится преподавателем Красноярского педагогического техникума им. Горького. Творческий дар молодого преподавателя оценивают по достоинству, и в 1936 году он отправляется по комсомольской путёвке поступать в Киевский государственный художественный институт.

Институт он с отличием закончил в роковом 1941-м. Выпускник художник-монументалист Кобытев становится солдатом, добровольцем уходит на фронт.

Тяжкими были первые месяцы войны. Остатки полка, в котором он воевал, попали в окружение. Разрозненными группами бойцы прорывались к своим, нередко натыкаясь на немецкие засады. Не удалось миновать такой встречи и успевшему получить ранение и контузию Кобытеву. Так он и оказался в немецком концлагере на Полтавщине, получившем мрачное название Хорольская Яма. Это была действительно огромная яма — котлован, из которого годами добывали глину для кирпичного завода. Глубокий карьер с высокими отвесными стенами, над которыми вышки и колючая проволока. Здесь под открытым небом в жару и в стужу томилось свыше восьмидесяти тысяч военнопленных. Множество страшных дней и ночей провёл Кобытев в этой яме смерти.

В 1943 году ему удалось бежать, вновь встать в солдатский строй, пройти с боями через Украину, Молдавию, Польшу, война для старшего сержанта Кобытева закончилась в Дрездене.

В Красноярск он вернулся в победном 1945-м. Талантливый, творчески активный творец, он вскоре становится членом Союза художников, неоднократно избирается коллегами членом правления Союза. Был он и членом выставкома, художественного совета, занимал должность главного художника города. А в 1958 году получил приглашение стать преподавателем в только что открывшемся в городе художественном училище им. Сурикова. Евгений Степанович Кобытев вёл один из самых сложных предметов — композицию, и преподавателем, уверяют его ученики, он был великолепным!

Однако все эти наполненные работой годы память о войне не давала ему покоя. Страдания, перенесённые в плену, скорбь о погибших товарищах требовали выхода. Художника не покидала заветная тема — поведать о трагедии, мучениях и героизме узников Хорольской Ямы.

Пожелтевшие странички чудом уцелевшей записной книжки — главное сокровище художника. В лагере тайком от немцев он делал наброски. Во время обысков, когда пленных заставляли раздеваться, умудрялся успевать закопать блокнот в песок, а сверху бросить на него одежду. Брезгливые эсэсовцы и полицаи, опасаясь заразиться тифом, ограничивались тем, что просто переворачивали лохмотья палками. Когда страниц в записной книжке осталось совсем мало, Кобытев начал лишь записывать темы своих будущих работ. Он верил в своё предназначение — во что бы то ни стало он должен выжить и рассказать правду о войне, об ужасах концлагеря и о мужестве пленных.

Прошли годы раздумий и напряжённого творческого труда, пока пережитое не вылилось в образы. Так появились две серии графических листов. В 1959 году — “До последнего дыхания”, чуть позднее — “Люди, будьте бдительны!”. В первой отражены ужасы концлагеря, а наперекор им — величие души, стойкость и единство узников. Серия вторая — думы о том, что такое нацизм и война. Резко сатирические, пронизанные вполне понятным чувством острой ненависти человека, познавшего жестокость, низость и бесчеловечность нацизма, эти рисунки доведены художником до поразительно отталкивающего неприятия портретируемых лагерных садистов в эсэсовской форме.

Обе серии выполнены в сложной технике — уголь, акварель, тушь. Цвет способен отвлечь от главного смысла изображённого, рассудил художник, и из всех материалов нашёл самый удачный — уголь, позволивший сделать рисунки контрастными, наполнить их нервным, живым трепетом. Как будто из сердца самого художника на лист выплеснулись боль и гнев.

Параллельно он работает и над рукописью будущей книги “Хорольская Яма”, которая в конце концов тоже увидит свет. В 1965 году Красноярское книжное издательство выпустит эту документальную повесть, её страницы будут также проиллюстрированы кричащими рисунками художника.

Именно Евгений Кобытев является и автором известного, без всякого сомнения, каждому красноярцу монументального панно — огромной мозаики на фронтоне кинотеатра “Родина”. Одна из уникальностей этой замечательной работы в том, что выполнена она из естественного природного материала.

— Евгений Степанович сделал эскизы, а к исполнению решил привлечь своих студентов, — вспоминал один из его учеников, заслуженный художник России Валерий Кудринский. — Так я и оказался в этой группе. Больше месяца мы бродили по берегам Енисея, собирая камни, разбирая их по цвету, а затем уже выполняя мозаику. Каждого переполняло чувство гордости — и от доверия педагога, и от своей причастности к грандиозной работе.

Евгения Степановича Кобытева не стало 29 января 1973 года — лагерные невзгоды все-таки догнали 62-летнего фронтовика. К сожалению, так и не были широко растиражированы его графические работы о войне, не переиздавалась с тех пор и его документальная “Хорольская Яма”. Общедоступным для созерцания каждому остаётся лишь его Родина на фронтоне бывшего кинотеатра. Дай бог, чтобы в дальнейшей судьбе этого здания, его новом предназначении это уникальное панно, успевшее стать одним из символов Красноярска, не оказалось художественным излишеством.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА