Новости

Было общее, стало моё

Было общее, стало моё

“Нам стало известно, что муниципальное предприятие управляющая компания “Дирекция муниципальных общежитий” предупредило свой персонал о сокращении, и с 1 января 2011 года у нас не будет вахты. Как можно было пойти на такие меры? Ведь это девятиэтажное общежитие с местами общего пользования. На каждом этаже шесть туалетов, шесть душевых, две кухни, два пожарных выхода и балкон. Как можно оставить места общего пользования без присмотра. Почему это делается? Более того, у нас растут тарифы на оплату жилья. Что сделать, чтобы свести рост тарифов к минимуму, не сокращая при этом обсуживающий персонал?

С уважением, жильцы общежития № 28, улица Калинина, 10”.

31 декабря 2010 года дирекция муниципальных общежитий, действительно, объявила о сокращении швейцаров. Персонал рассчитали, а вахты ликвидировали. Причина — уменьшение муниципальных субсидий на содержание мест общего пользования в общежитиях.

Согласно Жилищному кодексу, нынче платить жителям России приходится не только за свои квартиры и комнаты, но и за так называемые места общего пользования — лестничные клетки, чердаки и подвалы, придомовую территорию. У обитателей общежития суммы квартплаты получаются выше, чем, скажем, у жителя однокомнатной квартиры. Комната в 12 квадратов обходится как содержание двухкомнатных хором. Дело в том, что места общего пользования в общежитиях гораздо больше, чем в жилых домах. Здесь в наличии не только вахты, но и обширные холлы, коридоры, ванные и душевые, общие кухни, постирочные и прочее. Отличаются общежития и большим объёмом общедомовых инженерных коммуникаций и оборудования, требующих постоянного обслуживания.

До недавнего времени большую часть стоимости жилищной услуги брал на себя муниципалитет. Краевая администрация выделяла городу средства на субсидирование содержания общежитий. Благодаря этому из 60 рублей, необходимых на оплату одного квадратного метра общественного жилья, обитатели общежитий платили только 13 рублей 95 копеек (23 процента от стоимости). Например, только правобережная дирекция муниципальных общежитий Красноярска в 2009 году получила на субсидирование около 103 млн рублей. В сентябре 2010 года ситуация изменилась.

Как говорит заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска Владимир Малых, раньше все комнаты в общежитиях находились в муниципальной собственности, и приватизировать их было запрещено. Согласно законодательству, общежитие — это место для временного проживания, а потому в собственность гражданину оформляться не должно. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Для многих горожан такая комната стала единственным углом, в котором они жили десятилетиями. И суды, в которые жители обращались за разрешением приватизировать свой угол, шли навстречу гражданам. В итоге, по подсчётам департамента городского хозяйства, к середине 2010 года в Красноярске оказались в собственности более 60 процентов комнат в общежитиях.

— Когда мало комнат в общежитиях было приватизировано, это не было проблемой, — поясняет Владимир Малых. — Субсидия на содержание общей площади выделялась на всех. Но, по сути, собственники жилья не имеют права ею пользоваться и согласно Жилищному кодексу все расходы должны нести самостоятельно. В середине 2010 года краевое правительство вынесло нам предупреждение, что выделение субсидий на собственников комнат — не положено. Субсидий, выделяемых на неприватизированные комнаты, не хватает на то, чтобы содержать места общего пользования. Поддерживать там порядок становится всё сложнее.

В число мест общего пользования входит и вахта, которая присутствовала ранее в каждом общежитии. Конечно, она необходима общему дому, это понимают в департаменте городского хозяйства. Но против закона не пойдёшь.

— Без вахты нам просто невозможно, — говорит заведующая муниципальным общежитием № 13 Валентина Краскова. — Всё вынесут. Например, в соседней общаге убрали вахту, так там уже все панели своровали. А у нас на первом этаже душевые, прачечная, колясочная — всё это охраняется швейцаром. Здесь же на вахте пульт пожарной охраны.

Кроме того, Валентина Николаевна считает, что вахта — это своеобразный воспитательный пункт. Швейцар может и ребятишек предупредить, чтобы раздетыми на улицу не выбегали, и неблагонадёжным гостям запретить вход в общий дом. А то и пожурить зарвавшегося жильца, который каждый день приходит пьяным.

После ликвидации вахт жильцы общежития № 13 приняли решение самостоятельно содержать швейцара. На вахту сдавали по 130 рублей. Но, как говорит заведующая, в общем доме в основном проживают малоимущие и одинокие красноярцы, даже такую сумму выплачивать для них накладно. Поэтому на прошлой неделе заведующих общежитий левобережной ДМО собрали на совещание, на котором Владимир Малых сообщил: в городе принято решение ещё на год сохранить вахты в высотных общих домах.

— В девятиэтажных общежитиях больше жителей, кроме того, в этих зданиях работают лифты, на пульт вахты выведена пожарная сигнализация, за этим оборудованием необходимо следить, — поясняет Владимир Юрьевич. — В пятиэтажках вахты не сохранятся, но будут установлены двери с чиповыми или кодовыми замками. Собственники комнат могут принять решение на общем собрании и самостоятельно содержать вахту, нанять охрану или установить камеры видеонаблюдения.

Сегодня даже в общежитии всё зависит от хозяина. В Красноярске 107 муниципальных общежитий — 56 на правом берегу и 51 — на левом. В 28 общежитиях в этом году будут сохранены вахты за счёт муниципальных средств. Но в 2012-м даже девятиэтажкам придётся распрощаться со швейцарами.

— Это диктует жилищное законодательство, — констатирует Владимир Малых. — Как только жильцы приватизировали комнаты в общежитии, дом меняет свой статус и становится обычным жилым. Если собственник не готов выплачивать дополнительные суммы за содержание мест общего пользования, комнату можно расприватизировать и получать муниципальную субсидию.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА