Новости

Без суда и следствия

Без суда и следствия

Игра в «прятки» с муниципальной властью, которой раньше с большой охотой предавались собственники самовольно установленных рекламных конструкций, закончилась. Теперь администрации нет необходимости разыскивать владельцев незаконных щитов, старательно уклонявшихся от получения предписаний убрать рекламные конструкции.

Недавно своим решением Высший Арбитражный суд России предоставил власти право демонтировать незаконную рекламу сразу, не тратя время на поиски установивших ее. Таким образом, считает руководитель управления наружной рекламы администрации Красноярска Сергей Титаренко, в правовом поле устранен пробел, которым и пользовались нечистоплотные бизнесмены.

- Из-за пробелов в законодательстве, владельцы самовольной рекламы использовали суд как инструмент защиты незаконных доходов, - говорит Сергей Владимирович. - Как это выглядело на практике. Собственник конструкции старательно избегал попыток управления вручить ему предписание на демонтаж. После того, как предписание публиковалось в газете, он ждал истечения отпущенного в документе срока и обращался в суд с требованием признать это предписание незаконным. Затем с помощью различных уверток слушанья затягивались. Когда же разбирательства все же заканчивались – владелец заявлял, что готов убрать конструкцию, а сам просто переносил ее на новее место. Нередко передвигал просто на десяток метров. Формально, решение суда выполнено, а на практике – история начиналась сначала, как сказка про белого бычка. Особняком стоят дела, которые рассматривались не по одному разу – за каждым решением суда следовала апелляция в вышестоящие инстанции. Некоторые из таких разбирательств длились более полутора лет.

В результативной части решения Высшего Арбитражного суда закреплено несколько важных положений, и содержится расширенное толкование 19 статьи Федерального Закона «О рекламе» и других правовых норм. Здесь прямо говорится, что самовольная установка рекламных конструкций является заведомо противоправным действием. Поэтому нормы закона по защите частного имущества на такие щиты не распространяются. А ведь именно к этим нормам обращались собственники, получавшие прибыль, по сути, паразитируя на городской инфраструктуре. В документе так же указано, что подобные конструкции могут требовать безотлагательного демонтажа, так как «угрожают жизни и здоровью людей, безопасности населения и окружающей среды». Поэтому, теперь демонтаж допускается без судебной процедуры, по предписанию органа местного самоуправления, которое может быть дано в адрес городских служб, располагающих соответствующими полномочиями. Как поясняют в управлении наружной рекламы, демонтированные конструкции не будут потеряны для их владельцев. Фирмы, не законно разместившие рекламу в городе, смогут потом забрать ее со склада городских служб. Но – предварительно оплатив стоимость демонтажа.

- Порядок демонтажа незаконных конструкций утверждён постановлением администрации Красноярска в июле 2009 года. После этого обиженные самовольщики обратились в судебные инстанции. За полтора года мы дошли до Высшего арбитражного суда России. И в ноябре 2010 года в этом деле, наконец, была поставлена точка. Сегодня мы можем говорить уже не о решении в отношение одного конкретного дела, а новой судебной тенденции. Проблема самовольно установленных рекламных щитов знакома каждому крупному городу. Демонтажи незаконной наружной рекламы проходят в Москве, Новосибирске, Омске, Кемерово и других городах страны. В ряде случаев муниципалитеты проигрывали бизнесменам в судебных разбирательствах, - замечает Сергей Титаренко. – Считаю, что работа управления наружной рекламы Красноярска оказала влияние на весь рекламный рынок в стране. Как отмечено в решении Высшего Арбитражного суда Российской федерации: «Содержащееся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел». Теперь муниципалитеты могут широко использовать уточненные правовые нормы. После вынесение решения суда управление наружной рекламы получило больше десятка телеграмм и писем от наших коллег из других городов, в которых нас поздравляют с достигнутым успехом. Эти телеграммы наглядно демонстрируют насколько остро стоит перед муниципалитетами проблема «самоволки».

В прошлом году в результате деятельности управления наружной рекламы, было демонтировано 288 рекламных конструкций. С участием службы судебных приставов, во исполнение судебных решений по искам управления с улиц города убрано еще 68 рекламных конструкций. В настоящие момент 71 исполнительный лист находятся на стадии исполнения. Всего в настоящее время на территории города выявлено 1131 отдельно стоящих рекламных конструкций, не имеющих разрешения на установку, и 325 конструкции, размещенные на зданиях и сооружениях.

Судебное решение - важное достижение в деле борьбы с самовольным размещением рекламы. Но, как считают в управлении наружной рекламы администрации Красноярска, об окончательном решении проблемы говорить не приходится. Пока существует спрос на этот вид рекламных носителей, будет и предложение. То есть работа по выведению рекламных носителей «из тени» продолжается – уже объединенными усилиями власти, рекламистов и общества.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА