Новости

Золотое гетто

Золотое гетто

Государство, похоже, окончательно взяло курс на интеграцию инвалидов в нашем обществе. Принимаются обширные комплексные краевые и федеральные программы, направленные на решение проблем инвалидов. Закладываются в бюджеты серьёзные средства на их реализацию. Время определиться, какое направление избрать на этом пути. Какие формы интеграции для Сибири наиболее приемлемы и проще реализуемы? Вот несколько мнений на этот счёт.

Мировая практика знает два пути интеграции инвалидов. Условно назовём их американским и германским. Путь, родившийся в стране, в которой права человека декларируются всегда как наивысшая ценность, естественно, подразумевает право инвалидов иметь равный доступ ко всем достижениям цивилизации. Все хозяйствующие субъекты в Штатах обязаны приспособиться под нужды людей с ограниченными возможностями — от автобусов до зданий, от образования до здравоохранения. Суды и театры обязаны быть безбарьерными от вешалок до нужников.

Германские традиции в отношении к инвалидам более традиционны. Немцы десятилетиями строили для инвалидов специализированные городки. Безусловно, в небольшом пространстве адаптация инвалида легче достигается и осуществляется более полно. Тут и тренажёрные залы, и киношка не только с местами для колясок, но и со стульями, изготовленными чуть ли не по индивидуальным заказам, по анатомическим потребностям инвалидов. Есть и амбулатории, в которых в отличие от наших сидячий инвалид может пройти полное обследование. В такой поликлинике визит инвалида с маленьким ростом или колясочника не поставит в тупик специалистов из кабинета флюорографии, к примеру.

Закон прост и суров в обеих странах. Хочешь функционировать — тресни, но обеспечь равный доступ всем! Либо везде, либо в городке, но право инвалидов на человеческую жизнь в обеих системах неотъемлемо. Никаких подписей руководителей общественных структур инвалидов о том, что “объект соответствует нормативам”, там никто не собирает. Не будет соответствовать — затаскают по судам. И все суды будут на стороне человека в коляске. Тамошние адвокаты встают в очередь за проценты от гарантированных в этом случае “моральных компенсаций” истца. А у нас инвалид для начала пусть ухитрится на своей коляске попасть в здание суда — по лестницам да через турникеты. А над нашими “моральными” исками ответчики откровенно смеются.

— Я двумя руками за такие резервации для инвалидов! — говорит колясочник Вячеслав Калиш. — Если бы в городке инвалидам был так отлажен быт, как в Германии, гарантирована возможность работать, то лично для меня такой вариант очень заманчив. Отдых в кругу подобных себе даёт чувство раскрепощённости. Это же не Бухенвальд. Захотел — поехал в город. Автомобиль “Ока” у нас с братом, тоже инвалидом-опорником, есть.

Противоположного мнения придерживается инвалид по зрению Александр Клименков:

— Городок — это неплохо само по себе. Когда-то ВОС создавало свои производства и культурно-досуговые клубы именно по принципу компактного проживания и жизнедеятельности незрячих. Тогда и проводники не нужны. Однако есть большое НО! Люди, живущие в условиях замкнутого пространства, неизбежно сосредоточиваются на проблемах своего сообщества. Жизнь страны как таковая перестаёт интересовать. Об инвалиде заботятся, но он полностью подчинён внутреннему распорядку жизни. От него совсем перестает что-то зависеть. А если придёт пора городок покинуть, то выяснится, что человек настолько отвык от коммуникабельности и передвижения в открытом пространстве, что для него это наверняка окажется большим стрессом! Так что я категорически против обособленных поселений инвалидов.

Разделяет это мнение и президент федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата Василий Дьячков. Он также считает, что какой бы он ни был “золотой” спецгородок, это всё равно “клетка”.

— Нужно учиться находить своё место в открытом мире, — считает Василий Дьячков. — Как бы это ни было трудно. Только проявление инвалидами ярких личных, человеческих качеств в среде обычных людей может поменять отношение общества к людям с ограниченными возможностями.

Интересно, что к таким выводам приходят и сами немцы. Многих инвалидов Германии уже не устраивает широчайший стандартный набор госгарантий. Слишком уж эта специальная среда напоминает “золотое гетто”, которую общество построило, чтобы инвалиды существовали отдельно и не тревожили его своими проблемами. Люди с ограниченными возможностями хотят быть как все, хотят стать чьими-то одноклассниками, однокурсниками и коллегами. То же касается и образования. Если прежде специальные школы казались победой гуманизма, то теперь в них всё чаще видят клин, разделяющий людей на два лагеря — они и мы!

Хочется верить, что в скором будущем инвалиды “выйдут из сумрака” специализированных учреждений и станут учиться и работать рядом с теми, кого общество признает “здоровыми” и “нормальными”. Это глобальный тренд. Его предусматривает и Конвенция ООН по правам инвалидов, которую Германия подписала в марте 2009 года, а Россия — в минувшем году.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА