Новости

На дворе ни машин, ни людей

На дворе ни машин, ни людей

Семьсот трудоспособных граждан могут оказаться на краевом рынке труда уже в ближайшее время, заявил на днях председатель местной Федерации профсоюзов Олег Исянов. По его словам, экскаваторный завод, который уже несколько лет находится в трудном положении, планирует полностью прекратить работу и уволить около 200 человек. Ещё больше потенциальных безработных на “Сибтяжмаше” — полтысячи сотрудников. “Люди начали увольняться, а половина коллектива находится в состоянии простоя”, — заметил профсоюзный лидер.

Исянов также рассказал, что для краевых профсоюзов наиболее актуальной является тема индексации заработной платы. Он назвал “странной” ситуацию, когда официальная инфляция в 2010 году составила 8 процентов, а индексация зарплат бюджетников планируется не ранее 1 июня и лишь на 6,3 процента.

“У нас есть информация, что вопрос будет подниматься на VIII Красноярском экономическом форуме, причём это будет делаться на уровне краевых властей и министра финансов России Алексея Кудрина”, — заявил Олег Исянов.

В свою очередь, секретарь Федерации независимых профсоюзов России по информационной политике Александр Шершуков высказал мнение, что раз власти заявляют о прохождении острой фазы кризиса, то индексация нужна уже сейчас. “Вопрос касается в первую очередь бюджетников, но мы не забываем и о работниках частных компаний. В последнее время участились конфликты на предприятиях: собственники и управленцы, мягко скажем, прохладно относятся к идее поднятия заработной платы”, — отметил Шершуков. Впрочем, в описываемых нами случаях проблема даже не в индексации окладов, а в выплате самой зарплаты.

…Ничего подобного в Красноярском крае не было с девяностых, но и тогда процесс закрытия многотысячных предприятий был растянут по времени — “Квант”, телевизорный и шёлковый заводы, “Химволокно” и другие исчезали с промышленной карты региона постепенно, тем самым хоть как-то амортизируя острую ситуацию на рынке занятости населения. Сейчас, когда российский и местный бюджеты в десятки раз больше и позволяют поддержать экономику — заказами, а коллективы — социальными гарантиями, происходящее кажется дурным сном. Тем не менее это, к сожалению, реальность.

Председатель краевого комитета профсоюза работников машиностроения Валентина Кривоносова, комментируя нашей газете положение вещей, сказала:

— Это не внезапная новость. Оба предприятия годами шли к кризису, хотя и там, и там собственники, скажем так, внешне прилагали усилия к ликвидации серьёзных проблем. Напомню, что экскаваторный сначала назывался ООО “Красноярский завод тяжёлого машиностроения”, затем ООО “КТМ”, а в ноябре прошлого года превратился в ООО “Тяжмашкомплект”, и всех работников перевели туда.

На предприятии, как известно, постоянно возникали вопросы с задержкой заработной платы. Её то возвращали, то не возвращали, завод лихорадило, и беда, как говорится, не приходит одна. Год назад в одном из цехов рухнула крыша. Все несчастья на экскаваторном сразу обострились — деньги на восстановление аварийного помещения никто давать не хотел.

Заметим, что фокусы с постоянным переименованием фирм одну в другую на фундаменте одного и того же предприятия — вещь отнюдь не новая. Это обычно делается для того, чтобы в авральном порядке поправить финансовое положение компании — судебные приставы приходят в ООО “Икс” за налогами и видят только ободранные обои, в то время как ООО “Игрек” уже давно переписало все активы “Икса” на себя. Обои описывают и опечатывают. Понятно, что в такой чехарде иногда бывает не до коллектива, который остаётся без средств к существованию (сегодня долги “Тяжмашкомплекта” перед работниками — 13 миллионов рублей).

А в своё время новые владельцы экскаваторного задумали амбициозный проект — собрать и пустить на поток самый современный агрегат в мире. Шесть лет назад КЗТМ провёл презентацию модельного ряда тяжёлых экскаваторов и нового поколения горнодобывающей техники, причём на модели пришли посмотреть представители угледобывающих холдингов Красноярского края, Иркутской области и Хакасии. По словам руководителей завода, конструкторы внесли в “классику” экскаватора более сотни новых идей — машина должна была быть легче, проще в управлении и дешевле. Однако владельцам предприятия не удалось наладить массовый выпуск лучших в мире карьерных машин, хотя теоретически заказы от энергетиков могли поступать отовсюду: отрасль всегда была состоятельной. Почему — вопрос отдельный. Или потребитель привык к американским аналогам, или просто не поверил собственникам КЗТМ, сейчас уже несущественно. Там, по-видимому, надо внедрить еще пару-тройку сотен “новых идей”, а может быть, вообще диверсифицировать производство.

Теперь о “Сибтяжмаше”. Он в некотором роде остаётся исторической гордостью Красноярского края. Например, после эвакуации его ни разу не переименовывали. А в “лихие девяностые” завод довольно бойко торговал своими кранами с Монголией, Китаем, Японией и другими странами.

Перед выборами 2002 года с коллективом СЗТМ встречался губернатор Таймыра Хлопонин, который обещал “сотрудничество с Норильским промышленным районом”, а уже будучи главой края, заявил, что Богучанская ГЭС-де даст заказов “Сибтяжмашу” на 15 миллионов долларов. Но всё это так и осталось словами.

Судя по всему, СЗТМ захлестнуло так называемой второй волной кризиса, которая, как подсчитали эксперты, уронит доходы и заказы машиностроительной отрасли на 30—80 процентов.

— На ЗАО “Сибтяжмаш” введено внешнее управление, то есть предприятие находится в стадии банкротства, — рассказывает глава краевого профсоюза. — Там есть управляющий, который, по идее, старается вывести завод из сложного положения. Одних только долгов по зарплате там 18 миллионов…

Валентина Кривоносова пыталась связаться с профсоюзным коллегой или директором СЗТМ, но безуспешно — в компании отключена энергия, не работают телефоны. Положение действительно сложное, и невольно вспоминаешь, что оно тоже не в один миг на голову свалилось. Года два назад там закрывали цеха по требованию суда. Несколько лет “Сибтяжмаш” не может договориться с энергетиками о реструктуризации долга. Это, как понятно, результат общего финансового баланса завода — из-за отсутствия заказов он медленно, но верно вылетает в трубу.

Многие сотрудники, видя это, увольняются сами.

“Но продукция предприятия уникальна, — считают в Федерации профсоюзов, — и мы надеемся, что завод будет сохранён. Как, впрочем, и экскаваторный”. Крайне примечательный факт. Во всей машиностроительной отрасли края долгов по зарплате больше ни у кого нет — только у этих двух предприятий. Вот уж, казалось бы, парадокс: все мы знаем, как сравнительно небольшие фирмы не любили вовремя жаловать коллективы деньгами. То “кассовые разрывы”, то “расширение компании”, то вообще хоровое пение корпоративного гимна вместо ведомости. Но, тем не менее, видно, — на примере “Крастяжмаша” и “Сибтяжмаша”, что старой схеме красноярской экономики, основанной на монопольной гигантомании, приходит конец. Если оба завода выпутаются из сегодняшнего кризиса, прежними они уже не будут никогда.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА