Новости

Инструкция к сумочке

Инструкция к сумочке

Всем городским пассажирским предприятиям в конце января было дано указание помимо плановой работы провести дополнительные инструктажи по антитеррористической безопасности. Так откликнулось у нас эхо столичной трагедии в аэропорту Домодедово.

На внеочередном заседании муниципальной антитеррористической группы под руководством Петра Пимашкова руководителей различных ведомств и департаментов ещё раз призвали к бдительному отношению в вопросах безопасности. Особое внимание — к местам скопления людей, в том числе и к общественному транспорту.

— Пассажирские предприятия являются режимными объектами, доступ на территорию которых должен быть ограничен, — поясняет Анатолий Зуев, заместитель руководителя департамента транспорта. — Существует чёткая разработанная инструкция, согласованная с ФСБ, ГО ЧС и ПБ, МВД, ГИБДД, о действиях в чрезвычайных ситуациях. Руководители предприятий с ней ознакомлены и проводят внутреннюю работу с сотрудниками. Бывали случаи, когда в салон автобуса заходили молодые люди в резиновых масках. Кондукторы тут же связывались с диспетчерами, а те в свою очередь вызывали наряд милиции. Оказалось, что это просто хулиганы. Тем не менее правильное реагирование показало, что к таким ситуациям работники транспорта готовы.

— Городские пассажирские автобусы ежедневно перевозят тысячи горожан, и мы понимаем, какая на нас лежит ответственность, — рассказывает Сергей Седых, начальник службы эксплуатации МП “КПАТП № 7”. — На следующий день после трагедии все руководители предприятия вышли на работу в пять часов утра, собрали водителей и кондукторов, провели с ними дополнительные беседы. Хотя, как ни печально это сознавать, мы живём в такое время, что инструктажи по антитеррористической безопасности стали плановым мероприятием. Обязательно на эту тему общаемся с водителями и кондукторами перед рейсами. Ежеквартально в течение десяти дней мы проводим углублённую работу с каждым сотрудником. И это не формальность — беседа может длиться не один час. Не говоря уж о том, что ответственность за своё дело и пассажиров прививаем с первого дня приёма в КПАТП. Если происходит чрезвычайная ситуация, то проводятся дополнительные инструктажи. Но видим, что и без этого водители настороже, все смотрят телевизор, у всех есть близкие, у многих — дети. Они понимают всю серьёзность происходящего и то, что расслабляться на работе, когда ты отвечаешь за человеческие жизни, нельзя.

Кондуктор Галина, подтверждая слова руководителя о постоянной готовности сотрудников к любой ситуации, показывает, какими должны быть её действия при обнаружении подозрительного предмета в автобусе: “находит” ничейную сумку, проводит её внешний осмотр , сообщает водителю о находке, который тут же нажимает тревожную кнопку навигатора (бортового навигационно-связного терминала, находящегося в каждом автобусе) и передаёт информацию диспетчеру.

— Если забытый предмет вызывает подозрения, водитель обязан остановить автобус, а кондуктор помогает пассажирам покинуть салон и отойти на безопасное расстояние, — говорит Галина. — Дальнейшие наши действия координирует диспетчер центральной диспетчерской службы.

К счастью, таких инцидентов в практике Галины не было, хотя разных мелких находок — от перчаток до видеокамер — оказывается немало, виной тому — забывчивость пассажиров.

— Такие вещи привозим и сдаём в диспетчерскую. Потом горожане звонят нам, мы проверяем и всё возвращаем, — рассказывает Галина.

По словам Ирины Ишутиновой, инженера отдела эксплуатации КПАТП № 7, благодаря планомерной ежедневной работе по безопасности пассажирских перевозок, в соответствии с инструкцией действует каждый кондуктор предприятия. Номера инструкций, фамилии прослушавших инструктаж работников заносятся в специальный журнал. Каждому водителю, кондуктору выдают памятки о правилах поведения при возникновении внештатных ситуаций, кроме того, в салонах автобусов развешивают листовки с номерами телефонов экстренных служб. Призывают быть бдительными не только работников предприятия, но и самих пассажиров. Поскольку с забытыми в транспорте вещами кондукторы сталкиваются каждый день, их правильное поведение отработано до автоматизма.

— Автобусы осматривают после каждого рейса, а также на каждой конечной остановке. Кроме того, в некоторых автобусах установлены видеокамеры, которые фиксируют всё происходящее. Если поведение пассажира вызывает подозрение, то водитель имеет возможность во время движения связаться с диспетчерской службой, — добавляет Ирина Владимировна. — Диспетчеры через систему видеонаблюдения при помощи бортового навигационного оборудования могут выйти на связь и увидеть на экране компьютера, что происходит в салоне автобуса.

Специалисты вздыхают облегчённо: пока камеры пригождаются лишь при разборе конфликтных ситуаций с пассажирами. Например, так выявляют профессиональных “падальщиков” — тех, кто специально падает в автобусах с целью получить от перевозчиков деньги. В чрезвычайной же ситуации, после получения информации от водителя или кондуктора, диспетчер вызывает милицию, экипаж обязан принять меры к эвакуации пассажиров и при необходимости отогнать автобус в безопасное место. В таких случаях особенно важно, чтобы действия водителя, кондуктора и диспетчера были чёткими и согласованными.

— К счастью, таких случаев у нас не было. Обычно забывают детские сумочки, пакеты с покупками, паспорта, дипломы, телефоны, — подытоживает Сергей Седых. — Тем не менее мы не забываем, что террористическая угроза реальна. Проблема существует во всех странах, преступники просачиваются на самые разные объекты, и только внимательное отношение к подозрительным лицам и правильное реагирование может предотвратить человеческие жертвы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА