Новости

Перешагнуть через барьер

Перешагнуть через барьер

Мне 75 лет, я одиноко проживающая пенсионерка, инвалид первой группы, — написала в своём письме в редакцию жительница Кировского района Майя Михайловна Белянина. — Страдаю заболеванием нижних конечностей, передвигаюсь по квартире с помощью ходунков, практически неходячая. Единственная радость для меня — выйти на костылях во двор, но в последнее время лишена и этого, оказалась замурованной в четырёх стенах квартиры. Всё дело в том, что крыльцо у подъезда для меня неподъёмно. Ступеньки высокие, а перил никаких нет. Ухватиться абсолютно не за что, карабкаюсь на крыльцо, цепляясь за стену, да и то только с посторонней помощью. За всю зиму ни разу и не вышла во двор — крыльцо обледенело и превратилось в настоящий каток. А так хочется выйти на улицу, на воздух, посидеть на лавочке. Я уже обращалась в жилищную компанию — никакой реакции. Обращалась по телефону в отдел по работе с населением, мою просьбу записали. Но во второй раз ответили, что выполнить её, к сожалению, не имеют возможности. Куда мне обратиться ещё, даже не знаю. Умоляю вас помочь! Посодействуйте, чтобы сделали поручни у крыльца или хоть какую-нибудь скобу укрепили вдоль стены. Предоставьте возможность выйти на улицу!”.

Не без помощи редакции проблему в конце концов удалось решить, задействовав департамент городского хозяйства, подключив управляющую компанию “Жилбытсервис” Кировского района. Перила на этом высоком, неодолимом для пожилой женщины-инвалида крыльце всё-таки были установлены, и одна из немногих жизненных радостей — зимние уличные прогулки на костылях по двору стали для неё доступны.

Кстати, в том же доме, где проживает Майя Михайловна, располагается и центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Кировского района. Достаточно обогнуть здание — и вот он вход. Здесь всё в порядке: низкий порожек у входных дверей, а вдобавок удобный, оборудованный перильцами въездной пандус — для колясочников. Вот бы всюду так!

Избавлением от многих бед для инвалидов обещает стать федеральная программа “Доступная среда”, нацеленная на решение проблем россиян-инвалидов. Мы уже писали о том, что программа, подготовленная по поручению президента, рассчитана на пять лет, к её реализации решено приступить с нынешнего года. Инвалидность — это всегда проблема, постоянная необходимость преодолевать дополнительные препятствия, и задача программы — сделать так, чтобы барьеров для людей, страдающих недугами, стало как можно меньше. Все новые, а также реконструируемые объекты изначально, ещё на этапе проектного замысла, должны будут учитывать обязательные требования удобств для инвалидов. В этом случае реализованный строительный объект становится естественно доступным, и, как уверяют разработчики, ссылаясь на мировой опыт, затраты при таком подходе остаются минимальными. Хотя общая стоимость осуществления пятилетней программы, по данным Минсоцразвития России, составит сумму внушительную — 46,9 миллиарда рублей.

Попробуйте представить себе, с какими сложностями приходится сталкиваться инвалиду-опорнику, которому предстоит совершить вынужденное перемещение по городским улицам: посетить орган социальной защиты, поликлинику или просто наведаться в магазин, сходить в гости. Подготовка к этому нелёгкому путешествию для него начинается с тренинга психологического — мысленного подсчёта барьеров, которые неизбежно возникнут на пути. А препятствия начинаются уже буквально у входной двери. В узеньком коридорчике, на узкой лестничной площадке, где сложно развернуться даже на костылях, не говоря уже об инвалидной коляске. Этап второй — крутые лестничные ступени, которые без посторонней помощи не одолеть. А ведь по ним ещё придётся и возвращаться, поднимаясь на свой четвёртый-пятый этаж. Барьером следующим становятся такие же узенькие двери лифта, если таковой вообще имеется в доме. Выход из подъезда, как в истории с Майей Михайловной, тоже испытание для опорника. И далеко не последнее. Чтобы добраться до остановки, необходимо внимательно переступить, ненароком не зацепившись костылём, перевалить колёса коляски через возвышающиеся тротуарные бордюры. Разрывы в них, как назло, такая редкость. Это подтвердят не только инвалиды-опорники, но и мамочки, прогуливающие детей в колясках, ежедневно сталкивающиеся с этими барьерами. Наконец-то и нужный автобус. Посадка. Много ли вы видели автобусов, оборудованных специальными выдвижными площадками? Выход из автобуса тоже не обходится без героических усилий. Но цель уже, кажется, совсем рядом. Ещё несколько преодолённых бордюров, подземный переход — и заветная дверь будет достигнута. Правда, и в переходе, где для удобства инвалидов предусмотрен покатый спуск, проблема возникает тоже — ледовая корка. Что поделаешь, сезон…

Как хочется верить, что в программе “Доступная среда” всё это будет учтено, что барьеров на пути инвалида не останется. Достигли же этого в европейских странах.

— Следует признать, что у нас в Красноярске программа по созданию доступной среды для инвалидов появилась ещё десять лет назад, — говорит руководитель городского пресс-центра инвалидов Валентина Прудкова. — Ею стала наша городская программа “Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры города Красноярска”. Благодаря этой программе, в краевом центре звуковые светофоры, например, появились даже раньше, чем в Москве, были оборудованы пандусами городские социальные учреждения. Что касается национальной программы “Доступная среда”, вынуждена признать, что широкого обсуждения этот проект у нас, к сожалению, не получил. И главная причина — отсутствие информации: где она опубликована, на каком сайте размещена. Аналогичная долгосрочная целевая программа по созданию доступной среды разработана и в крае. Недочёт тот же: министерство социальной политики, готовившее эту программу, провело её обсуждение на уровне председателей краевых общественных организаций. Но ведь далеко не все инвалиды состоят на учёте в этих организациях. То есть ни федеральная, ни краевая программа так и не получили должной аналитики именно среди самих инвалидов, не было проведено ни одной развёрнутой дискуссии.

Программы обязательно будут пополняться, уверена Валентина Прудкова. А для этого необходимо их появление в электронном варианте, открытый доступ для откровенного обсуждения.

— Доступная среда — это безбарьер на всех уровнях, — говорит Валентина Ивановна, — в первую очередь в информации, доступной каждому инвалиду, оздоровлении, реабилитации — абсолютно в каждом из аспектов. Не только вещественных, материальных, но и в духовном. Ведь самое главное, от чего страдают инвалиды, это от дефицита понимания со стороны гражданского общества. У инвалида один удел — паперть: вот оно, основное мнение здорового населения. И чтобы внедрить эту безбарьерную, доступную среду, к которой мы стремимся, нужно и сознание людей перевернуть. Доступность так и останется недосягаемой, если здоровое окружение будет продолжать считать инвалида человеком второго сорта.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА