Новости

Ударить патентом по изобретению

Ударить патентом по изобретению

Как получить охранную грамоту для интеллектуального труда

Беспроволочный телеграф, явившийся творением всей жизни скромного русского изобретателя Л. С. Попова, выдавался за изобретение итальянского дельца Маркони, который, попросту говоря, украл идею Попова. Дирижабль изобрёл и описал Константин Циолковский в 1887 году, однако авторство приписывается Графу Цеппелину, заявившему о своём открытии в 1895-м. В науке много примеров, когда лавры победителя получает не тот, кто изобрёл, а тот, кто первый запатентовал.

По словам начальника отдела правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности одного из красноярских вузов Любови Черепановой, запатентовать своё изобретение, ноу-хау сегодня не представляет никакой трудности, было бы желание.

Закон чётко прописывает механизм получения так называемой охранной грамоты для своего интеллектуального труда. Первое, что необходимо сделать, это составить заявку на выдачу патента на изобретение по установленным правилам: описать своё открытие, формулу изобретения, чертежи, если они необходимы, и реферат. Далее, в соответствии с Патентным законом РФ, эти документы нужно направить в Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Специалисты Роспатента проводят поиск аналогов заявленного изобретения по фондам патентной документации ведущих стран мира и по научно-технической литературе, а затем проверяют соответствие изобретения условиям патентоспособности “Промышленная применимость”, “Новизна”, “Изобретательский уровень”. И если установлено, что изобретение действительно уникально, то за разработчиком признаётся авторство ноу-хау. После уплаты заявителем пошлины за регистрацию и выдачу документа открытие вносится в Государственный реестр изобретений России, а заявителю направляется патент.

Однако прежде чем подавать заявку в ФИПС, нелишне будет провести небольшое расследование. А вдруг создаёшь то, что уже открыто.

— В нашу библиотеку ежегодно поступают сведения примерно о 30 тысячах новых патентов, — рассказывает Любовь Калачихина, заведующая отделом патентно-технической литературы Красноярской краевой универсальной библиотеки. — Наша база данных в России вторая по величине после новосибирской. В общей сложности в бумажном и электронном виде у нас имеется информация о 2,5 миллионах изобретений. В библиотеке есть информация не только обо всех советских и российских патентах, но и о ГОСТах, технических условиях и прочей технической документации. Краевая библиотека подписана и периодически получает данные по международным патентам. А также мы очень гордимся охранными документами царской России. Патенты XIX века, пожалуй, интересны только историкам и ценителям старины. У нас есть все ресурсы, чтобы студенты, начинающие и опытные учёные могли провести патентный поиск — познакомиться с неизвестными изобретателю аналогами.

Специалисты сетуют, что интерес к изобретательству у людей падает. Немного статистики. В 1987 году в Советском Союзе было зарегистрировано 83, 7 тысячи изобретений, в США — 82,9 тысячи, в Японии — 62,4 тысячи. В 2005 году Всемирная организация интеллектуальной собственности составила рейтинг стран, запатентовавших изобретения. Лидером оказались США, на втором месте Япония. России досталось лишь 21-е место. Количество изобретений в нашей стране уменьшается год от года. Для сравнения: сегодня Россия регистрирует в десять раз меньше патентов, чем Япония, в шесть раз меньше, чем США, в два раза меньше, чем Южная Корея. Несмотря на то, что расходы российского бюджета на науку ежегодно увеличиваются, они всё равно в 30 раз меньше, чем в США, в 15 раз меньше, чем в Японии, в четыре раза меньше, чем в Китае, и в два раза меньше, чем в Индии.

— У изобретателей и рационализаторов почти не осталось стимулов для научной деятельности, — уверена Любовь Николаевна. — Я с уважением отношусь к патентоведам старой школы. Ведь в советское время на каждом заводе, производстве были люди, занимающиеся рационализаторством и защитой интеллектуальной собственности. Рабочие получали премии за внедрение своих изобретений и рацпредложений. Сегодня предприятия, которые имеют так называемое изобретательское бюро, можно пересчитать по пальцам. Островками науки остались только институты и университеты.

По мнению руководителя Центра токсикологии и экологической безопасности, профессора кафедры экологии и природопользования Юрия Григорьева, в науке не следует гоняться за патентами.

— Не все открытия следует оформлять, — говорит учёный. — Только один процент, если не меньше, запатентованных в России изобретений внедряется в жизнь. Вы только вникните в эту цифру. А ведь за поддержание авторства и государственную охрану твоей интеллектуальной собственности надо платить. Нужно понимать, что мы живём в условиях рынка. Нововведение должно приносить деньги.

Собственно говоря, Юрий Сергеевич — один из немногих красноярских учёных, которые активно продают свои изобретения. Система коммерциализации проста.

— Я и университет — патентообладатели, — говорит профессор. — Мы сумели найти покупателя. Заключили с фирмой лицензионное соглашение. Теперь эта компания производит изобретённое нами оборудование для биотестирования вод. А за использование наших разработок предприятие выплачивает нам дивиденды. Сотрудничество длится уже пять лет.

Кстати, это практически единичный пример успешного внедрения патента. А в Сибирском федеральном университете поддерживается не одна сотня патентов.

— К сожалению, к активным учёным есть неуважение в университетах, — сетует Валентина Кратасюк, профессор, доктор биологических наук. — На исследования и патентование университет денег не даёт. Часто всё приходится делать на свои средства. Однако если твоё изобретение станет востребованным, то институт получает свою долю. А мы не можем сразу сказать, насколько изобретение будет востребовано. Ведь если работаешь с зарубежными организациями, например американскими, то они даже слушать нас не будут, если нет патента. Там закон о защите интеллектуальной собственности суров.

Прямо говоря, патент для того и нужен, чтобы удостоверить авторство и исключительное право на изобретение.

— Своё изобретение надо продвигать, — уверен Юрий Григорьев. — Причём в одиночку здесь не справиться. Университет даёт базу для исследований. Я с коллегами делаю разработки, ищу покупателя. А уже фирма занимается продажей готовой продукции. Причём и мы, учёные, и предприниматели заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве. Мы постоянно работаем над усовершенствованием нашей продукции, методики работы. Получается такой творческий и коммерческий тандем, где все работают на один результат. В этом, мне кажется, секрет успеха.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА