Новости

Высота, да не только

Высота, да не только

Если лифт не по карману

Сломавшийся лифт привёл к гибели жительницы Железногорска. Трагедия случилась 12 января: в одном из зданий в лифте ехали четверо молодых людей и 61-летняя женщина. Не доехав метра до первого этажа, лифт остановился. Мужчины, раздвинув двери шахты, выбрались наружу. Женщина при попытке выбраться из кабины лифта погибла. Также сейчас в краевом центре идёт расследование ЧП в здании делового центра “Первая башня”. По словам людей, работающих в офисном здании, второго февраля лифт с 21 пассажиром начал падать вниз и пролетел один этаж. В этом случае обошлось без пострадавших…

Статистика показывает: ЧП в лифтовом хозяйстве для Красноярска исключение, нежели правило. Однако вопрос безопасности эксплуатации подъёмников в крае стоит остро. На минувшей неделе на берегах Енисея состоялся круглый стол “Коммунальная безопасность. Аспект: лифтовое хозяйство”. Представители власти, бизнеса и общественности обсудили проблемы отрасли и пути их решения. По словам заместителя министра ЖКХ регионального правительства Нины Авдеевой, на сегодняшний день в крае функционирует более 8,5 тысячи лифтов, из них 1 600 уже отработали свой срок.

— Ежегодно около 600 подъёмных механизмов вырабатывают свой эксплуатационный ресурс, — констатирует Нина Иосифовна. — По нашим оценкам, для приведения лифтового хозяйства в порядок необходимо от 2,5 до 3 миллиардов рублей. Средняя стоимость замены одного лифта составляет 1,2 млн рублей. В конце прошлого года правительство России приняло технический регламент “О безопасности лифтов”. Согласно этому документу за пять лет необходимо провести экспертизу всех работающих лифтов, изготовленных до 1992 года, а за семь — сделать мониторинг всех подъёмных механизмов, установленных в многоквартирных домах. И очевидно, что в результате экспертизы многие лифты в крае по решению суда и предписанию Ростехнадзора будут просто остановлены. К концу февраля мы закончим формирование региональной программы по замене и модернизации лифтов на 2011—2015 годы. Список подъёмников, которые необходимо капитально отремонтировать или заменить, есть в каждом муниципалитете.

По словам заместителя главы города, руководителя департамента городского хозяйства Виктора Ящука, в краевом центре сегодня 6 173 лифта, чуть более тысячи из них уже отработали 20 лет. “С 2005-го по 2008 год в Красноярске заменено 85 лифтов, — говорит Виктор Максимович. — В 2008-м новые подъёмные механизмы установлены в 25 муниципальных общежитиях. Благодаря средствам, выделенным городу из Фонда содействию реформированию ЖКХ, в 2008—2010 годах заменено 244 лифта”. Однако специалисты сетуют: выделяемые средства не закрывают все потребности миллионного города в капитальном ремонте и замене подъёмников. Жилищники подчеркивают: все проблемные лифты давно известны, вопрос в том, кто должен финансировать установку нового оборудования. На сегодняшний день 85 процентов жилого фонда краевого центра находится в частных руках. А согласно Жилищному кодексу собственники квартир в многоэтажном доме несут ответственность за общедомовое имущество, в том числе и за лифтовое хозяйство. “Позиция государства однозначна, — подчёркивает Виктор Зубарев, депутат Государственной думы. — Собственники, которые могут платить за жилищно-коммунальные услуги, должны платить по полной, малоимущим же государство окажет поддержку”.

— В 1990-е предполагалось, что жители активно и охотно приватизируют свои квартиры и будут реально управлять жилым домом и вкладывать деньги в его содержание и обслуживание, — рассказывает Анатолий Матюшенко, депутат красноярского городского Совета. — Однако практика показала, что люди не готовы брать на себя такую ответственность. На протяжении уже многих лет 20—25 процентов горожан получают дотации из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг. А если смотреть реально, то для 60 процентов населения сегодняшние тарифы за услуги ЖКХ — серьёзный удар по семейному бюджету. Поэтому заменить все проблемные лифты исключительно за счёт населения нереально. Только при помощи бюджетов разных уровней — и федерального, и регионального, и местного — можно справиться с этой проблемой.

Ярким примером успешного взаимодействия власти и общества в решении жилищно-коммунальных проблем является 185-й федеральный закон. Фонд содействия реформированию ЖКХ выделяет собственникам многоквартирных домов средства на замену лифта, ремонт фасада, крыши, подвала, однако существует одно условие — пять процентов от суммы, необходимой на ремонтные работы, платят сами жильцы.

Но износ оборудования — не единственный больной вопрос, волнующий и население, и власти, и представителей коммунальной отрасли. “В лифтовой сфере главное звено — механик, — уверен генеральный директор ассоциации делового сотрудничества “Саморегулируемая организация “Лифтсервис” Иван Дьяков. — Городу недостает квалифицированных кадров. Некоторую опасность представляет и большое количество игроков на рынке лифтового оборудования. Да, конкуренция необходима, но кто проверит, имеют ли сотрудники фирмы необходимую квалификацию. Технический регламент по безопасности лифтов принят, однако всё равно неясно, сколько лифтов может обслуживать один механик, как их необходимо обслуживать. На эти вопросы необходимо ответить”.

Члены лифтовой саморегулирующей организации поднимают и другой вопрос. С началом рыночных отношений в сфере обслуживания лифтового оборудования появилось много небольших предприятий. Однако подъёмник, а также монтажные и демонтажные работы — вещи довольно дорогостоящие. В среднем один лифт обходится в 1,2 миллиона рублей. А чем рискуют малые предприятия? Своим уставным капиталом в 10 тысяч рублей? За миллионные сделки? А что будет в случае наступления гарантийной ответственности?

— Подписание договора о сотрудничестве краевой и городской администраций с национальным союзом лифтовых саморегулируемых организаций — один из пунктов резолюции нашего круглого стола, — отметил, подводя итоги круглого стола, Виктор Зубарев, депутат Государственной думы. — Краю необходимо скорейшее завершение работы над программой по выполнению комплекса работ, направленных на замену лифтов, отслуживших срок эксплуатации. Управляющим компаниям мы рекомендуем при организации и проведении конкурсов по отбору специализированных лифтовых организаций для технического обслуживания и эксплуатации лифтов учитывать членство этих предприятий в саморегулируемых организациях, гарантирующих обеспечение качества выполняемых работ на лифтах.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА