Общество
Мобилизованный красноярец получил высшую государственную награду
Церемония проходила 19 декабря в здании Минобороны.
«Я находился в госпитале, когда мне позвонили из части. Кудинов, говорят, ты в курсе, что тебя подали? На Героя! Отвечаю: нет. Но приятно было, конечно, хотя я так и не понял, за что. Чего я такого сделал»… Вот честно, совсем непонятно, в какой момент этот парень, которому всего 24 года, шутит, а когда начинает говорить всерьёз. Даже о самых тяжёлых моментах на СВО он рассказывает без пафоса, как-то очень обыденно, да ещё и с улыбкой. Однако совершенно очевидно: просто так высшую государственную награду не вручают никому. И уж тем более рядовому, каковым является наш земляк, Евгений Кудинов. Герой Российской Федерации, заслуживший награду в бою.
Не самурайское это дело
Сам Женя родом из Уярского района Красноярского края. Деревня, в которой он рос, — маленькая. А вот семья — большая, четверо сыновей.
— Я в детстве мечтал сходить в армию, — рассказывает Евгений. — Мой брат, который на шесть лет меня старше, после службы пришёл такой большой, красивый, сильный. Мне тоже так хотелось. А вот военным быть не особо стремился. Когда срочную службу заканчивал, были мысли остаться на контракт. Но всё же решил, что это не моё.
После армии Женя решил перебраться в Красноярск. Приехал, устроился работать в телекоммуникационную компанию, затем поступил в техникум на заочное отделение.
— В сентябре 2022-го я работал монтажником, интернет проводил, — вспоминает наш герой. — И тут мне из деревни скидывают фотографию, на которой четыре повестки: мне и моим трём братьям. Вызвали в рамках частичной мобилизации на специальную военную операцию. Мы вчетвером и пришли в военкомат. Там с нами побеседовали, посмотрели. Двоих не взяли, а мы со старшим братом поехали.
Вообще-то, у Евгения от работы была бронь, так что мог на СВО и не идти. Но он ей не воспользовался, говорит, мол, «не самурайское это дело». В компании, где он трудился, молодого человека поняли и поддержали. Более того, помогли со сборами: прибрели за счёт предприятия термобельё и подходящую обувь. А уже 28 сентября 2022-го Евгений Кудинов вместе с братом, как было предписано, прибыл на перрон железнодорожного вокзала города Красноярска.
«Баба-яга» летает ночью
На вопрос «Чем на фронте занимались?» Женя без запинки отвечает: «Копали». При этом на херсонском направлении, где поначалу стояла его часть, было ещё нормально. Там почва лёгкая, с песком. А вот в Запорожье в разгар прошлогоднего украинского «контрнаступа» пришлось непросто.
— Там глина такая, её киркой бьёшь, аж искры летят, — вспоминает Евгений. — А не копать нельзя — без укрытия не выживешь. И артиллерия постоянно работает, и «птицы» в небе висят.
Про «птиц», они же дроны, вообще история отдельная. О том, что они стали уже привычным и крайне грозным оружием, говорят все участники спецоперации. Причём сейчас используются самые разнообразные устройства, с опять-таки разным назначением. Одни — для разведки, другие — для поражения. Довольно часто в сводках упоминается «Баба-яга» — украинский беспилотник, способный нести и сбрасывать заряды.
— Она всё же, как правило, ночью летает, — говорит Евгений Кудинов. — Потому что большая, попасть в неё в светлое время можно даже из автомата. И шумная. В километре от тебя летит, а кажется, что прямо над тобой. Этим, кстати, противник пользовался, когда мы ещё стояли на Херсонском направлении возле Днепра. Запускали ночью «Бабу-ягу», она гудит, будто дизельный генератор, ты ничего не слышишь. А они потихоньку заводят лодку и оправляются на наш берег. Но мы их всё-таки заметили. Бах, плывут! Доложили артиллеристам, те отработали.
А вот в небольшой разведывательный дрон из автомата крайне трудно попасть. Уж лучше дробью. Правда, бывают и очень меткие стрелки. Наш герой рассказал, что при нём один боец за двадцать минут из автомата две «птицы» сбил. Сел в кусты и стрелял, стрелял. Но это скорее исключение, чем правило.
— Я недавно ездил на одно мероприятие: военно-патриотическая игра «Зарница 2.0», — отмечает Евгений. — С ребятами общался. Говорю, на фронте всё не так, как вы представляете. Это не компьютерные игры, в которых ходишь, по врагам стреляешь. На СВО всё совсем иначе, не настолько героично…
Не попал. Обиделся!
И всё же тот бой, за который рядовому из Красноярска дали высшую государственную награду, можно с полным правом назвать героическим противостоянием. К тому моменту офицеры были ранены, и рядовому Кудинову приходилось брать командование на себя. Расставлял посты, бегал, проверял их, уворачиваясь от дронов, подбадривал ребят, чтобы не унывали.
— Мы в Запорожье уже несколько суток на позициях стояли, когда доложили, что, согласно радиоперехвату, противник планирует наступление, — рассказывает Евгений. — А потом началась артподготовка. Сначала постепенно, но затем так сильно вдарили: я за год на фронте такого не видел. Дальше по радиосвязи сказали, что танки на нас идут. У меня аж дух перехватило, что делать? Взял гранатомёт, зарядил и жду.
Наши позиции находились на возвышенности. Поэтому из окопов танки сначала видно не было, только слышно.
— Чтобы понять, где противник, я выбежал на правый фланг, — продолжает боец. — Выхожу на дорогу и вижу: танк в метрах пятидесяти от меня едет. Стреляю по нему — мимо! Второй раз — тоже. Потом он выстреливает. Что запомнилось, так это такая характерная бело-фиолетовая вспышка, которая из дула вышла. И сзади меня разрыв, земля за шиворот залетела. Я побежал, ещё раз зарядился, выстрелил. Не попал. Обиделся! И уже метров с семи-восьми в упор по нему всадил. У танка башня загорелась, он заднюю включил. А потом мой брат, который на левом фланге был, сказал, что пока я мимо стрелял, ещё одну машину подбил. Случайно…
Атаку бронетехники ребята отбили, но за ней вновь был артиллерийский обстрел, во время которого рядовой Кудинов получил ранение в руку. По его словам, ничего особо серьёзного там не было — пальцы шевелились, значит, можно работать. Тем более что тут как раз пехота пошла. Пришлось по-быстрому делать перевязку и опять браться за оружие.
— Мы малыми силами отбили и эту атаку, — **продолжает рассказ Евгений. — Потому что мы духом посильнее. Они маленько постреляли, и мы их продавили. Потом я просто сел и вырубился, три часа проспал. Затем меня подняли, говорят, давай эвакуируйся.
Терпеть и не хромать
Так вышло, что все новости о своём награждении Евгений получал в госпиталях. Когда его кандидатуру только подали, он лечил раненую в бою руку. А когда решение было согласовано, готовился к операции на ноге.
— В ноябре 2023-го меня ранило, — вспоминает боец. — Приехал в госпиталь, хирург сделал рентген и сказал, что очень его осколок смущает, который в бедре засел. Он большой, корявый. Поэтому назначили операцию. Мне уже обезболивающее вкололи, когда командир позвонил. Говорит: «Женя, не знаю, что ты будешь делать, но завтра ты едешь на Россию (так на фронте называют территории страны до 2022 года. — Прим. авт.). Всё! Хочешь — сбегай, хочешь — договаривайся, а вечером за тобой прибудет машина».
В общем, операцию пришлось отложить и срочно ехать в Москву. На награждение.
— Церемония проходила 19 декабря в здании Минобороны, — отмечает герой. — Там как раз было заседание коллегии министерства. Ходят полковники, генералы и я, мобилизованный рядовой. Но они только с виду грозные, а так даже подбадривали меня.
А осколок Евгений Кудинов удалил уже после награждения. К слову, когда выходил за Звездой Героя к президенту России, он старался терпеть и не хромать. В принципе, получилось.
В тему
Герой Российской Федерации — высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Было учреждено 20 марта 1992 года.