Новости

На пути к объединению

На пути к объединению

Агломерация не сотрёт границы города, она их выровняет

Красноярск, как и любой город, не может развиваться хаотично. В краевом центре существует генеральный план, согласно которому и происходит застройка новых кварталов. В ближайшем будущем нас ждут серьёзные преобразования, к краевому центру присоединятся пригородные районы, образуется большая Красноярская агломерация. Планы о том, каким будет наш город в будущем, формируются уже сегодня. Какие изменения произойдут в застройке краевого центра в 2011 году, нам рассказал руководитель управления архитектуры администрации Красноярска Вадим Пирогов.

— В 2020 году заканчивается действие существующего генерального плана Красноярска, а потому в 2015-м мы должны начать работу над новым документом, — говорит Вадим Николаевич. — Градостроительную ситуацию огромного города с территорией в 350 квадратных метров нужно будет переоценить с экономической, архитектурной, транспортной точки зрения. Работа уже началась. Например, мы приступили к созданию новой транспортной схемы. Время идёт, появляются новые требования к транспортным развязкам. Недавно к этому вопросу обращался губернатор, говорил о необходимости просмотреть ещё раз узловые точки будущей схемы. Это будет сделано с помощью специальной компьютерной программы, которая выполнит все необходимые расчёты с максимальной точностью.

— До образования агломерации должно пройти почти десять лет, это дело будущего. Но разве сегодня не пришло время что-то изменить в застройке нашего города?

— Территория любого города ограничена городской чертой. В Красноярске уже ощущается нехватка новых земель для строительства. Существуют микрорайоны, которые планируется отдать под застройку, но они должны пройти серьёзную проработку. Потому что на многих площадках располагаются промышленные предприятия или приватизированные здания. Вопросы с собственниками необходимо решать на юридическом уровне. Сегодня практически не осталось таких свободных пустырей, какими когда-то были Взлётка или Северный. Поэтому речь и идёт о Красноярской агломерации. Хотя объединение с ближайшими районами вовсе не означает, что границы города сотрутся. Просто на уровне администраций будут существовать договорённости, которые позволят более рационально использовать имеющиеся земельные ресурсы.

— Уже налажены контакты с главами пригородных районов, ведутся переговоры по будущей совместной работе?

— Да, не так давно нами достигнута договорённость с Емельяновским районом по вопросу размещения нового городского кладбища, которое появится за экскаваторным заводом. Такое взаимодействие — первый шаг на пути к агломерации. План этой большой территории — города, объединённого с пятью близлежащими районами, — уже существует, сейчас он обсуждается. Например, в Берёзовском районе состоялись общественные слушанья. Вообще, агломерация — это спекание. Пригородные районы будут работать с Красноярском как с центром большой территории. Тесная связь между городом и пригородом существовала и раньше, но создание агломерации выведет её на другой, более качественный уровень.

— То есть транспортная схема, которая сейчас разрабатывается с оглядкой на агломерацию, нацелена на установление связи между городом и пригородом?

— Конечно. Мы, например, должны сделать ещё одно кольцо, такое же, какое существует сегодня за пределами города. Четвертый мост через Енисей тоже часть транспортной схемы. Кроме того, появятся по две транспортных развязки на правом и левом берегах. Улицы Тамбовская — Одесская расширятся и выйдут напрямую к мосту “777”. Улица Авиаторов будет заглубляться, а на пересекающих её магистралях будет установлено непрерывное движение — без светофоров. Ещё один мост пройдёт от улицы Авиаторов через железнодорожные пути с выходом на Северное шоссе. Это имеет большое значение. С Октябрьского моста автомобили смогут уходить прямо на Новосибирск и север края. Въезд в город с южной стороны обеспечит реконструированная улица Свердловская и другие дороги правобережья, которые проходят вдоль цементного завода. Например, когда автомобиль будет идти из Ачинска и ему необходимо будет разгрузиться на базах Октябрьского района и пройти напрямую в Дивногорск, уже не нужно пересекать центр города.

— Чтобы все это воплотить в жизнь, необходимо преодолеть немало проблем. Учитываются ли экономические или политические изменения при корректировке главного градостроительного документа?

— Несмотря ни на что город растёт и развивается. И уже сейчас возникают ситуации, создающие необходимость корректировки генплана в соответствии с требованиями времени. Иногда с точки зрения экономической ситуации меняется концепция объектов, предусмотренных градостроительным документом. Но стоит учесть, что изменения касаются только отдельных районов, а не направления развития всего города. Например, в своё время менялась концепция застройки Взлётки, сейчас то же самое происходит с Октябрьским районом. Если изначально генеральным планом предусматривалась многоэтажная застройка микрорайона Плодово-ягодной станции, сегодня мы вносим изменения в генплан для размещения здесь малоэтажного жилья. Ещё один пример — Сибирский федеральный университет. Это пилотный проект федеральной и краевой властей, где планируется применить новейшие технологии. Когда застройка будет произведена полностью, здесь появятся не только учебные площади, но и социальные объекты, и жилье.

— Насколько известно, СФУ очень дорогой и очень сложный проект.

— Да. Значительную часть территории СФУ сегодня занимают дачи. И вопрос с их сносом необходимо решать общими усилиями федерации, края и муниципалитета. Возможно, кто-то из дачников согласится переместиться за город, и тогда необходимо будет предоставить им землю в близлежащих к Красноярску районах, обеспечить транспортную доступность. Кстати, транспортная схема, о которой я говорил, захватывает и район Сибирского федерального университета. Здесь Красноярскгражданпроектом предусмотрена транспортная развязка, которая через Октябрьский район уходит на федеральную трассу М-53. А сейчас перед нами стоит задача сделать нормальный уклон дороги, чтобы автобусы могли добираться до университета без проблем. Мы планируем заглубить проспект Свободный и организовать связь между учебными корпусами.

— Сегодня жилищная застройка постепенно уходит к границам Красноярска. Например, план развития Овинного и Мясокомбината. Это градостроительная политика направлена на то, чтобы разгрузить от строительства центр города?

— Я считаю, что к памятникам культуры, которые располагаются в центре, мы должны относиться бережно. Тем более что сейчас принят закон об охранных зонах исторических строений, который запрещает размещать рядом с памятниками современную высотную застройку. Хотя исторический центр Красноярска привлекает многих, ведь это ещё и административный центр города. Если бы в своё время его перенесли на Взлётку, как планировалось, возможно, нынешние улицы Мира — Ленина — Маркса выглядели бы совсем по-другому. Но сейчас уже вернуться к доперестроечным планам вряд ли возможно.

— Тем не менее точечная застройка в центре Красноярска имеет место.

— Нами разработан проект планировки исторического центра города. Сейчас он утверждается. Этот документ позволит вести строительство в центре города планомерно и в соответствии с согласованными градостроительными решениями. Появится больше оснований для отказа в реализации тех или иных проектов или для их корректировки.

— Какой он, завтрашний день города с точки зрения архитектуры?

— У нас существует достаточное количество проектов планировок, но эти документы не отражают в полной мере архитектурную составляющую будущей застройки. Проект планировки микрорайона предполагает в основном его экономическую составляющую — сколько в нём будет располагаться детских садов, поликлиник, школ, жилья. А сам образ домов, которые построят, зависит от архитекторов, проектирующих каждое здание. С одной стороны, мы не должны влиять на вкус художника, архитектора, говорить им, что красиво, а что нет. А с другой — в администрации города постоянно проводятся градостроительные советы, где творцам даются рекомендации, на что при проектировании обратить особое внимание. Например, парковки, внешние элементы здания, отделка. На градостроительном совете присутствует, как минимум, 30 заслуженных архитекторов, и проектировщик обязательно учитывает мнение опытных специалистов. Например, недавно мы рассматривали проект — не такой большой, но очень значимый для города — футбольный манеж в парке Гвардейском. Было представлено несколько проектов фасадов, но ни один не устроил архитекторов на сто процентов. Они будут дорабатываться.

— Какие проекты начнут воплощаться уже в 2011 году?

— Надеемся, что начнёт реализовываться проект жилого района Слобода Весны. Это очень интересный район с жильём и зонами отдыха совершенно нового, более высокого уровня. Возобновится строительство Синема-парка на левобережной набережной Енисея. Первую очередь развлекательного центра застройщик планирует сдать уже в следующем году.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА