Новости

Детский стаж

Детский стаж

Ветеран доказал своё право работать во время войны

Красноярец несколько лет добивался, чтобы ему в трудовой стаж включили время, когда он ещё мальчишкой работал во время войны в колхозе. Ветерану дважды отказали в Пенсионном фонде, но суд признал правоту заявителя.

Сейчас Александр Ефремович с удовлетворением замечает, что дело даже в последней — кассационной — инстанции он выиграл. Хотя всё могло бы решиться ещё в первое его обращение в Пенсионный фонд в 2009 году. Тогда ветерану отказались зачесть трудовой стаж во время войны. Лишь через суд удалось получить удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

В 2010 году пенсионер повторил попытку зачесть стаж во время войны, но вновь получил отказ. Специалисты Пенсионного фонда указывали на то, что Александру Ефремовичу в годы Великой Отечественной ещё не было и 14 лет, — с этого возраста разрешается приступать к трудовой деятельности. Ветеран решил добиться своего через суд.

В иске пенсионер рассказывал, что жил с семьёй в селе Братешки Решетиловского района Полтавской области на Украине. После освобождения села от фашистской оккупации он с сентября 1943 года по январь 1951-го был вынужден работать в колхозе имени Тараса Шевченко, потому что рабочих не хватало, а мальчишке необходимо было получать оплату в виде продовольственного пайка.

Как рассказывал Александр Ефремович, ему в ту пору только исполнилось восемь лет, но такой голод стоял, что мальчишке волей-неволей пришлось зарабатывать на кусок хлеба. Колоски с колхозных полей собирать он не решился, в военные годы за это наказывали строго, можно было угодить в лагерь.

— От голода мы опухали, — рассказывает ветеран. — От истощения уже не есть хотелось, а спать.

Мальчишка нашёл себе работу письмоносца. Говорит, старался послания в почтовый ящик бросить, чтобы получатели не заставили его читать письма с фронта. Александру страшно становилось, когда в этих весточках содержались плохие новости, женщины начинали голосить. Зато за хорошее письмо можно было гостинец заработать.

Возможно, именно эта работа позволила Александру Ефремовичу выжить в те нелёгкие годы. При этом, как указано в судебном деле, трудовая деятельность ветерана не вызывает сомнения, этот факт подтверждается нотариально удостоверенными показаниями свидетелей.

Впрочем, то, что Александру Ефремовичу в детстве пришлось много трудиться, не отрицают и сотрудники Пенсионного фонда. Но апеллируют к законодательству, в котором говорится, что в общий трудовой стаж можно зачесть работу в военное время только лицам, достигшим на тот момент определённого возраста.

Разбираясь внимательно, можно выяснить, что на основании закона от 1990 года в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего или члена колхоза. Но “при установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора”. А согласно примерному Уставу сельскохозяйственной артели, утверждённому в 1935 году, а также утверждённому Постановлением ЦК КПСС в 1969 году, членами артели или колхоза могли быть только лица, достигшие 16 лет. Согласно Кодексу законов о труде от 1922 года, в исключительных случаях допускался приём на работу с 14 лет. Александру Ефремовичу было восемь, значит и труд его во время войны не может быть учтён.

С документальной точки зрения, на первый взгляд, решение Пенсионного фонда вполне соответствует существовавшему и существующему нынче законодательству. Но не с человеческой. Ветераны Великой Отечественной войны знают массу случаев, когда советские законы в опустошённых войной деревнях, а тем более на оккупированных территориях, не работали. Дети просто вынуждены были трудиться, чтобы не умереть от голода.

Суд решил дело в пользу красноярского ветерана. В трудовой стаж ему зачли годы голодного рабочего детства. Александр Ефремович уже получил все положенные ему пенсионные недоплаты. Но, как говорят аналитики, в такую ситуацию могут попасть и другие ветераны.

— К нам очень часто обращаются пожилые люди, чтобы доказать специальный стаж для получения пенсии, — говорит правовой инспектор труда Федерации профсоюзов по Красноярскому краю Павел Барахович. — Подобные проблемы возникают в Пенсионном фонде из-за специфичности оформления документов.

Как считает правовой инспектор труда, после отказа о включении какого-либо периода работы в трудовой стаж пенсии, не стоит опускать руки. Конечно, необходимо исходить из конкретной ситуации, но доказать можно многое.

— В таких спорах учитываются любые доказательства — какие-то второстепенные документы, указывающие на работу в тот период, свидетельские показания, — говорит Павел Николаевич. — Например, одному тренеру я доказывал спортивный стаж. В качестве доказательства его участия во всесоюзных соревнованиях были привлечены футбольные карточки пропуска на стадион. Всё это может пригодиться в суде.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА