Новости

Если деньги потерялись

Если деньги потерялись

В нашем крае более полутора миллионов должников

Как вернуть деньги, причитающиеся по закону? Что делать, если должник скрывается, игнорирует предупреждения судебных приставов? Технология действий в подобных ситуациях существует, но, к сожалению, она не всегда приносит желаемый результат.

К нам в редакцию пришло письмо:

“Обращаюсь за помощью. В ноябре 2005 года против меня было совершено преступление, носящее имущественный характер. Человек, его совершивший, был осуждён на четыре года. По приговору суда он обязан выплатить мне 25 880 рублей. С 25 апреля 2006 года он отбывал наказание в ИК-27. Зимой 2008/09 года был освобожден условно-досрочно. Никаких денег мне выплачено не было. Как в законном порядке взыскать с должника причитающуюся мне сумму?

В прошлом году я обращалась в отдел судебных приставов Центрального района. Посмотрев дело, пристав сказал, что в 2007-м и в 2008 году с должника были сделаны два взыскания в колонии в мою пользу. Но эти деньги до меня не дошли. Пристав посоветовал мне съездить в колонию и обратиться в бухгалтерию, возможно, деньги находятся на счету учреждения. Считаю, что деньги должны были отправить мне почтовым переводом на адрес, указанный в приговоре.

Дозвониться до колонии не смогла. Я инвалид второй группы, перенесла инсульт, плохо передвигаюсь, нарушена речь. Как поеду в колонию? Что мне делать? Почему с него не снимают деньги? Кто должен следить за исполнительным производством? Влада Викторовна Харитонова”.

Как в воду канул

За разъяснениями мы обратились в территориальные подразделения Главного управления федеральной службы исполнения наказаний и Управления федеральной службы судебных приставов. Как объяснили сотрудники ГУФСИН, деньги, которые взыскали в колонии, отправляли почтовым переводом. Но изначально адрес в исполнительном листе был указан неправильно, поэтому перевод вернулся назад.

— В декабре 2008 года в отдел судебных приставов по Центральному району Красноярска из ИК-27 возвращён исполнительный документ о взыскании с Иванова (имя вымышленно. — Ред.) задолженности в сумме 25 880 рублей, — объясняет Ирина Бомотова, начальник отдела по работе с обращениями граждан УФССП России по Красноярскому краю. — Судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство. Согласно данным, полученным из бухгалтерии колонии, из заработной платы осуждённого в счёт погашения задолженности удержано 1800,29 рубля, остаток долга составляет 24079,71 рубля.

В процессе работы выяснилось, что у данного гражданина есть ещё один долг — в бюджет РФ. Обе задолженности объединили в сводное исполнительное производство.

— Судебный пристав неоднократно направлял запросы в регистрирующие органы и финансово-кредитные учреждения, чтобы установить имущество должника, — рассказывает Ирина Бормотова. — Согласно поступившим ответам, наличие движимого или недвижимого имущества не установлено. По данным ГИБДД УВД Красноярска, государственной инспекции технического надзора автотранспортных средств, самоходных машин за должником не числится.

Единственное, что удалось обнаружить, это лицевой счёт, открытый в филиале одного из банков. Находившиеся на нём 22 рубля 75 копеек перечислены в бюджет РФ, согласно очередности удовлетворения требований взыскателей.

Проверки продолжились. В настоящий момент в местах лишения свободы Иванов не числится, а, по данным управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю, он вовсе не зарегистрирован в нашем регионе. Пристав проверил адрес должника, указанный в судебном решении. Оказалось, что данный дом в принципе непригоден для проживания — он разрушен.

Из Фонда обязательного медицинского страхования пришёл ответ, что Иванов значится зарегистрированным в Уяре. По запросу красноярских коллег судебный пристав отдела Уярского района проверил указанный адрес. По нему должник не проживает, но хозяйка дома пояснила, что Иванов может находиться в Хакасии.

— В ходе рассмотрения обращения, полученного из редакции газеты “Городские новости”, 25 января 2011 года проведена проверка бухгалтерии ИК-27, — говорит Ирина Бормотова. — Действительно, за то время, когда Иванов находился в исправительном учреждении, из его заработной платы была удержана задолженность в сумме 1800, 29 рубля. Денежные средства в размере 1723,47 рубля за минусом почтового сбора, составляющего 76,82 рубля, перечислили по указанному в документе адресу пострадавшей ещё в мае 2008 года. Но деньги вернулись в ИК-27. Оказалось, что в исполнительном документе вместо улицы Гагарина была указана улица Глинки. Судебный пристав предоставил главному бухгалтеру исправительного учреждения адрес, указанный в обращении в газету. В этот же день была сделана заявка на перечисление почтового перевода на сумму 1646,65 рубля, почтовый сбор составил 76,82 рубля.

Теперь, чтобы попытаться вернуть оставшуюся часть денег, приставы должны начать розыск имущества должника. Но по закону сделать это можно только по письменному заявлению взыскателя. Владе Викторовне необходимо направить заявление в отдел судебных приставов по Центральному району Красноярска по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. К. Маркса, д. 122.

“Спрятаться” за алименты

— Исполнение приговора суда в части имущественных взысканий осуществляется в соответствии с законодательными нормами, — рассказывает Екатерина Петрова, старший преподаватель кафедры гражданского права Юридического института СФУ. — Копия приговора и исполнительный лист направляются судебному приставу-исполнителю. Порядок обращения взыскания на имущество должника устанавливает Федеральный закон “Об исполнительном производстве”. В первую очередь взысканию подлежат денежные средства (рубли, иностранная валюта) и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. В случае отсутствия или недостаточности указанных средств взыскивается иное имущество, принадлежащее осуждённому. Если запросы судебного пристава-исполнителя в различные органы и организации на предмет наличия имущества осуждённого не дали результатов и установлено, что имущество отсутствует вообще или относится к той категории, на которую обращать взыскание запрещено, остаётся только возможность обращения взыскания на доходы лица, отбывающего наказание.

Виды дохода и размер выплат зависят от назначенного наказания. Так, если гражданин осуждён к исправительным работам, то взыскание идёт с его заработной платы, за вычетом удержаний, произведённых по приговору или постановлению суда. При этом удерживаться может не более 50 процентов зарплаты. Если гражданин отбывает наказание в исправительных учреждениях, то взыскание может обращаться на его заработную плату, пенсию или иные доходы без учёта ограничений.

— Получается, что потерпевшему достаточно сложно получить возмещение морального вреда и материального ущерба в полном объёме, если у осуждённого нет какого-либо ценного имущества и особенно если у него есть долги по другим обязательствам, например алиментным или кредитным, — говорит Екатерина Николаевна. — Стоит отметить: если осуждённый является несовершеннолетним и не имеет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, то вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части его законными представителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Один — на тысячу

В прошлом году на исполнении в территориальных отделах судебных приставов УФССП по Красноярскому краю находилось более полутора миллионов исполнительных производств, что на 15,3 процента больше, чем в 2009 году.

Нагрузка на каждого специалиста высока: в среднем один пристав одновременно ведёт более двух с половиной тысяч исполнительных производств. По итогам прошлого года фактическим исполнением, то есть когда взыскатели получили деньги, либо должник исполнил действия, наложенные на него судом, приставы окончили 705 943 дел. Взысканная сумма задолженности в 2010 году составила 6 миллиардов 327 миллионов рублей. Процент исполнительных производств, оконченных в связи с невозможностью взыскания, составил 8,6 процента.

— Если должник скрывается, скрывает своё имущество, в отношении его по заявлению взыскателя может быть заведено розыскное дело, — объясняют судебные приставы. — В 2010 году нам удалось разыскать сокрытое должниками имущество на сумму свыше 247 миллионов рублей, что больше на 53 миллиона 753 тысячи рублей в сравнении с 2009 годом.

Приставы отмечают: эффективна такая мера воздействия, как ограничение права выезда должника за пределы Российской Федерации. Ограничение применяется только в том случае, когда все иные меры, предусмотренные законом, исчерпаны, должник не идёт на контакт, скрывает свои доходы, имущество. При этом не имеет постоянного места работы. В таком случае судебный пристав выносит постановление о временном ограничении права выезда должника за пределы нашей страны.

К сожалению, всё же около половины всех долгов по исполнительным листам остаются невозвращёнными. И на деле решение суда вовсе не означает, что пострадавший получит установленную законом компенсацию. Некоторые смиряются с такой ситуацией, другие обращаются за помощью в компании, предлагающие “вернуть или купить долг”, третьи по истечении определённого законом срока — каждые три года — снова пишут заявления с просьбой возобновить исполнительное производство, надеясь, что у должника появились доходы.

Законы, защищающие права пострадавших, приняты. Но если должник гол как сокол, получение компенсации становится задачей трудновыполнимой.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА