Проспект культуры

«Жить без театра невозможно». Актеры Светлана Ильина и Алексей Исаченко — о судьбе, работе и любви

Артисты встретились с красноярцами на проекте «Поговорим».

«Жить без театра невозможно». Актеры Светлана Ильина и Алексей Исаченко — о судьбе, работе и любви
Они не только коллеги, но и любящие супруги.

Сначала — небольшая экскурсия по музею-усадьбе В. И. Сурикова, потом — задушевная беседа за чаем с актёрами драматического театра имени А. С. Пушкина: заслуженной артисткой России Светланой Ильиной и народным артистом России Алексеем Исаченко. Они не только коллеги, но и любящие супруги. Гости проекта «Поговорим» смогли задать артистам вопросы, послушать интересные истории о жизни театра.

Черёмуха и чай

— Именно здесь, на первом этаже усадьбы, до двадцатилетнего возраста жил и рос наш знаменитый земляк, художник Василий Суриков. Потом уехал учиться в Санкт-Петербург, но в этом доме бывал ещё неоднократно. С особой любовью всегда возвращался домой в Красноярск — скучал по маме, брату, — рассказывает Елизавета Лисавина, старший научный сотрудник музея-усадьбы В. И. Сурикова.

Группа небольшая — восемь гостей и артисты театра. И эта камерность общения создаёт особую атмосферу.

— По нашему дому можно понять, не только как жил Василий Суриков, но и как был устроен быт сибиряков, казаков XIХ века, — говорит экскурсовод. — В обычные дни жизни музея в спальню Суриковых мы не пускаем. Но сегодня особенный случай, поэтому открыли это таинство. Когда-то здесь была одна большая кровать, на которой спала вся семья. После смерти отца её убрали, комната стала спальней мамы художника…

Далее — столовая. На столе — тульский самовар начала XIX века, старинный чайный сервиз.

— Мама художника, Прасковья Фёдоровна, была из рода торговых казаков. Они возили товары из Китая, в том числе хороший чай, — поясняет Елизавета. — Василий Суриков с ранних лет был приучен к нему. Выпивал до десяти чашек каждый день… Художник очень любил сушёную черёмуху. В письмах маме, брату просил выслать ему чай, который привозили из Китая казаки, и сушёную черёмуху.

Первый Бусыгин

Встреча продолжается за уютным столом — с пирогами, которые любил Василий Суриков, и чаем.

— Я работаю в театре 56-й год. Тем не менее всегда очень волнуюсь, и сейчас тоже, — признается Алексей Исаченко. — В этом здании я был 60 лет назад, в 1964 году. Тогда мне было 14 лет. Приехал сюда из леспромхоза, который находился в Иркутской области, рядом со станцией со странным названием Замзор. Там я окончил восемь классов, в детстве увлекался рисованием, пел. Самое интересное, что тогда же — в 1964 году — сходил в театр Пушкина на детский спектакль «Финист — Ясный сокол». Думал ли я, что стану артистом и буду работать в этом театре?

После восьмого класса Алексей решил поступать в училище искусств Иркутска.

— На артиста, который поёт, но меня даже слушать не стали. Потому что мне было 15 лет, шла мутация голоса, — вспоминает он. — Снова уехал на станцию Замзор. А потом помог случай. Мы с мамой были на покосе. Наша скудная еда завёрнута в газетёнку, и я читаю, что Иркутское театральное училище объявляет набор. Надо было выучить стихотворение, басню, прозу, спеть, станцевать. Выучил и поехал. Прошёл первый тур, мне предоставили место в общежитии медицинского института. До этого жил на вокзале. Затем второй, третий, и вот я — студент театрального училища.

После окончания учебного заведения молодого человека пригласили в труппу Иркутского драматического театра.

— Как раз в то время появился молодой драматург Александр Вампилов. Это мой друг — Санечка, — рассказывает Алексей Исаченко. — Он написал пьесу «Старший сын», я — первый в мире исполнитель роли Владимира Бусыгина, главного героя. В ноябре 1969 года состоялась премьера, это был успех.

Так сложилось, что в Иркутске артист работал всего год.

— Меня пригласили в Калинин, это нынешняя Тверь. Через неделю там должна была состояться премьера «Старшего сына» — вторая в Союзе. И по каким-то причинам исполнитель роли Бусыгина не может играть, — вспоминает Алексей Алексеевич. — Сами понимаете: рядом Москва, Ленинград. Конечно, мне, молодому человеку, захотелось переехать. И мы с мамой, она тогда жила со мной в Иркутске, отправились в Калинин. Через неделю состоялась премьера. На ней также присутствовал Саша Вампилов. На следующий день мы распили с ним бутылку шипучего вина, расцеловались, и он уехал в Москву, учился там. Это была наша последняя встреча. Вскоре он трагически погиб — утонул в Байкале.

Больше сорока лет вместе

— Что нас связывает со Светочкой? Более сорока лет совместной жизни, — говорит Алексей Исаченко. — У нас есть сын, два замечательных внука. И у меня сын от первого брака, и у неё.

Светлана Ильина окончила Новосибирское театральное училище, хотя изначально собиралась поступать на филфак.

— Прошла первый тур и уехала отдыхать с ребятами, — вспоминает она. — Лежим мы на песке на Обском море, и тут понимаю, что сегодня — второй тур. И я его прозевала. Хватаем такси, приехали, а мне говорят: вас сразу допустили на третий тур.

По распределению Светлана с первым мужем Александром Ильиным попали в закрытый город — Челябинск-65.

— Это был очень богатый город, нас, его жителей, звали шоколадниками, — рассказывает артистка. — У нас был прекрасный театр, великолепные гастроли. Объездили все столицы республик, выступали в Москве, где только не были… Там мы познакомились с Алексеем. Он меня полюбил и отбил. И стали мы жить вместе. Родили Кирилла. Такая вот судьба. Более двадцати лет назад семья переехала в Красноярск.

— Сначала сюда, в театр Пушкина, пригласили Алексея, искали артиста на роль Петра Первого, — говорит Светлана Ильина. — Конечно, нам было тяжело рвать связи. Когда уехали, из репертуара сняли 16 спектаклей. Директор нас к совести призывал: как вы можете, театр столько вам дал. Но тут всё сошлось: сын оканчивал школу, там поступать было некуда. И я нисколько не жалею о том, что мы переехали, потому что полюбила этот город. Мы сразу поняли, какая хорошая атмосфера в театре и замечательные люди. Здесь нет склок, подковёрных игр.

Артисты отмечают: особо тогда их поразили красноярские зрители.

— Они удивительные, они любят артистов и театр, — поясняет Светлана Семёновна. — Там, на Урале, зрители сидели так: ну, показывайте. Они более жёсткие, никогда в финале не встают аплодировать. Здесь же — всегда. Это очень большое уважение.

— Понимаю, что жить без театра невозможно. В конце декабря прошлого года я серьёзно заболел, пролежал в больнице, заменяли весь январский репертуар. Вы не представляете, что со мной творилось, — рассказывает Алексей Исаченко. — Я мысленно каждый день играл спектакли, которые заменили из-за меня. Слава богу, восстановился, выхожу на любимую сцену.

В тему

— Раньше летом мы выезжали на гастроли, — рассказывают артисты. — Месяц — в одном городе, месяц — в другом, потом — в третьем. Со своими плитками, кипятильниками, чайниками, детьми, собаками… Когда все включали нагревательные приборы, свет вырубался во всей гостинице.

Светлана Ильина вспоминает, как прятали кипятильники и кастрюли.

— Однажды только картошку сварили, стучит дежурный: «Что у вас происходит? Свет везде вырубило!» Мы эту картошку — под подушку, — говорит она.

— Как-то у одного артиста в мусорном ведре увидели очистки картошки. «Кто варил?» — сурово спрашивают сотрудники гостиницы. «Это для маски», — не растерялся артист, — рассказывает Алексей Исаченко.

Акцент

В рамках проекта «Поговорим?» творческие встречи с артистами Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина проходят в музее-усадьбе В. И. Сурикова.

У зрителей появилась возможность поговорить по душам с любимым актёром в старинном особняке в центре Красноярска, задать интересующие вопросы и послушать театральные истории.

Фото: Екатерина Варочкина

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА