Стадион
«Красноярск изменился в лучшую сторону». Ярчайший легионер в истории «Красного Яра» Джон Додд о тренерской деятельности, памятных матчах и русском языке
Новозеландец посетил краевую столицу.
Юный Джон Додд пришёл в «Красный Яр» во времена «трофейной засухи» в 2011 году. К тому моменту чемпионом регбийный клуб становился в 2001-м, а последней наградой был Кубок России 2006 года. В первом же матче новый флай-хав забил решающий дроп-гол в ворота «Енисея-СТМ» в компенсированное время, завоевав новый кубок, а через два года стал чемпионом страны. После завершения карьеры Додд начал тренировать новозеландскую команду «Тауранга Спортс». На прошлой неделе прославленный регбист вернулся в Красноярск, навестил старых друзей и посетил матч «Красный Яр» — «Стрела». Игроки левобережного клуба не имели права огорчить такого зрителя и победили.
— Джон, прошло так много времени с последней игры за «Красный Яр»…
— Десять лет… Рад вернуться сюда. Город сильно изменился в лучшую сторону. Появились новые рестораны, кафе, дороги. Стадион «Красный Яр» тоже заметно преобразился.
— Какие места больше всего нравятся?
— Любил многие заведения, ныне закрытые. Сейчас с удовольствием гуляю в центре города и на острове Татышев.
— Теперь вы тренер. Каково это?
— После выхода нашей команды в дивизион выше меня назначили помощником главного тренера. Нравится новая работа, классный опыт. Приходится много трудиться даже ночью. Учишься, смотришь видео, вникаешь в регбийные нюансы. Тяжелее, чем выходить на поле.
— Какой стиль игры проповедует «Тауранга Спортс»?
— Работаем над техникой, стараемся много двигаться. Современное быстрое регби.
— Опыт игры флай-хавом помогает тренировать?
— Чем дольше играешь «десятым», тем лучше получается читать соперника. Я почти всё карьеру был флай-хавом, пару раз выходил фуллбэком. Поэтому опыт действительно полезен, особенно в разработке стратегии.
— Несколько лет назад вы говорили, что хотели бы когда-нибудь вернуться в Россию и возглавить «Красный Яр». Есть ли другая команда, которую могли бы тренировать?
— Отвечая на этот вопрос, нужно быть осторожным! (Смеётся.) Пока думал только о «Красном Яре», если бы клуб сделал предложение, с радостью бы рассмотрел.
— Продолжаете общаться с яровцами?
— Болтаем иногда, хоть и редко. Был рад встретиться с Сергеем Чупровым на последнем матче бело-зелёных со «Стрелой-Ак Барсом». Здесь до сих пор играют ребята, с которыми вместе выходили на поле: Гриша Цнобеладзе, Витя Архип, Вася Дорофеев, Женя Гольштейн. Виктор Гресев тоже мой хороший друг, до сих пор играет, хотя уже и за «Локомотив». Рад, что Витя смог завоевать трофей.
— Как поживает Глен Хортон? (Одноклубник Джона, игравший с ним в «Красном Яре». — Прим. авт.)
— Он мой лучший друг, тоже хочет посетить Красноярск, когда получится выделить время. Глен слишком занят, у него свой бизнес и семейная ферма. А его жена Саша приезжает сюда каждый год. У нас с ним и с Томом Флемингом даже истории любви схожи, все трое женились на русских девушках!
— Как вы познакомились с Алиной? (Жена Джона. – Прим. авт.)
— Встретились в одном из заведений города, регби она не интересовалась. Стала для меня настоящим ориентиром, учит русскому языку. Увы, порой я могу сказать больше, чем понять. Иногда говорю что-то, а люди косо смотрят. (Смеётся.) С маленькой 10-месячной дочкой Невой Алина разговаривает на русском. Надеюсь, она унаследует позитивный взгляд на жизнь от матери. Если у Невы появится желание отучиться в России – сделаем всё возможное для этого.
— Часто смотрите первенство России по регби?
— Нет, к сожалению, часовой пояс редко позволяет, но слежу за счётом, подписан на «Красный Яр» в социальных сетях. Очень хотел бы погрузиться. Вижу, что с моих времён чемпионат шагнул далеко вперёд. Простых игр больше нет, фавориты могут запросто уступить аутсайдерам. Даже на этой неделе «Енисей-СТМ» неожиданно проиграл «Металлургу»!
— Столб Кирилл Готовцев, перешедший из «Красного Яра» в «Глостер», высказался, что раньше из-за отсутствия борьбы многие игры не приносили удовольствия.
— Согласен с ним на 100 процентов. Зрелищные битвы получались с «Енисеем», «ВВА-Подмосковьем», «Славой». Южноафриканские регбисты и тренеры значительно подняли уровень игры, русские много переняли.
— Как вам Джейсон Таумалоло? Многие болельщики видят в нём молодого Джона Додда!
— Талантливый парень! Сиуа (бывший главный тренер «Красного Яра» и отец Джейсона. – Прим. авт.) вырастил техничного флай-хава. Понравилось, как он сыграл в матче со «Стрелой-Ак Барсом». Если продолжит расти, помогать бело-зелёным выигрывать, может стать знаковым регбистом в истории «Красного Яра».
— Можете вспомнить в деталях лучшие моменты регбийной карьеры?
— Первый матч оказался одним из самых культовых – финал Кубка России в 2011 году на Центральном стадионе против «Енисея-СТМ». На тот момент я потренировался в «Красном Яре» всего пару раз, не представлял, насколько важное это дерби. Оглядываюсь назад, и даже сложно поверить, какую громкую победу мы одержали. Тогда я забил дроп-гол в дополнительное время. Перед ним промазал штрафной, хотелось реабилитироваться. Смотрел на трибуны, болельщики так сильно гнали нас вперёд, по телу аж мурашки пробежали. Это заставило меня «спустить крючок» и пробить дроп-гол.
И, конечно, чемпионство в 2013 году было невероятным, тогда тоже обыграли правобережный клуб.
— Не кажется, что слишком рано покинули команду?
— Тренерский штаб не стал предлагать новый контракт, но это абсолютно нормально, в спорте такое происходит постоянно. Хотелось поиграть за «соколов» подольше, но ни о чём не жалею, рад, что жизнь пошла так, как пошла: обрёл семью, работаю тренером.