Новости

Енисейскому речному пароходству - 80 лет

Енисейскому речному пароходству - 80 лет

Судьбоносным решением для развития речной отрасли страны стало “Обращение Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 5 февраля 1931 года ко всем партийным, советско-хозяйственным, водно-транспортным, профсоюзным и комсомольским организациям”.

Этим документом поставлены цели и задачи перед речным транспортом, определена стратегия его развития. Для управления водным транспортом были образованы пятнадцать государственных пароходств, в том числе Енисейское, начальником которого был назначен А. Т. Парышев. В первую свою навигацию пароходство перевезло 134,8 тысячи тонн грузов. Наличие флота: 12 грузопассажирских, 12 буксирных и 80 несамоходных.

Начало тридцатых годов — это Пясинские караваны гружёных судов на Валёк — первая грузовая площадка для будущего Норильского комбината. Это начало строительства Игарки с комбинатом и морским портом. Начало спуска плотов с Ангары на Игарку и Дудинку. Транспортное освоение верховьев Енисея от Минусинска до Кызыла. В эти годы на флоте происходила социальная революция — переходили на штурманскую систему судовождения. Лоцманам, работавшим на реке династиями, предлагали переучиваться на штурманов, а это не каждый мог осуществить по причине возраста, отсутствия образования и др. В 1930 году открылся Красноярский техникум водных путей сообщения.

В те годы начали массовый сплав леса в плотах по Енисею. Эта работа трудоёмкая, и не все капитаны могут её выполнять. Это особая каста судоводителей. Так вот, первым капитаном-наставником плотоводов стал известный на Енисее капитан М. Е. Лиханский. Он был наблюдающим за строительством в Германии теплохода “Красноярский рабочий” и первым его капитаном. Флагман буксировщиков Енисея “Красноярский рабочий” был главным в Пясинских караванах, при большой воде поднимал суда в Больших порогах Подкаменной и Нижней Тунгусок, в Казачинском пороге на Енисее. Ныне ровесник Енисейского пароходства — живая история Енисея — сиротливо стоит в Красноярске ниже Коммунального моста, прижавшись к острову Отдыха.

Революцией на флоте можно назвать большие изменения в связи с переходом на совмещение профессий. В результате на 40—50 процентов сократили численность плавсостава. Начало совмещения относится к 1955 году. В семидесятые годы весь флот Енисейского пароходства первым по отрасли перешёл на параллельное совмещение. Первым!

Знаменательным событием восьмидесятилетней истории Енисейского пароходства является освоение Подкаменной Тунгуски, Ангары, Елогуя, Каса, Сыма, Большой Хеты, Хантайки, Курейки. Первопроходцами на этих реках были капитаны Е. М. Целищев, В. Ф. Жданов, К. М. Царюк. На теплоходах “Якутия”, “Чувашия” и “Карелия” по Подкаменной Тунгуске они впервые без перевалки доставили грузы до Ванавары. Под руководством капитана-наставника Н. И. Детенборна были перевезены для Усть-Илимской ГЭС рабочие агрегаты, а капитан-наставник В. Г. Эпов долгие годы обеспечивал сплав леса по Ангаре, Касу, Сыму, а в 2000 году открыл Большую Хету для перевозки грузов до Ванкора.

В 1958 году по инициативе И. М. Назарова, начальника пароходства, на Енисее был проведён первый рекламно-туристический рейс. В нём приняли участие писатели, журналисты, художники со всей страны. Этот рейс положил начало массовому водному туризму по Енисею и ежегодным “Красноярским встречам” творческой интеллигенции. Душой этих встреч был И. М. Назаров, а организатором — Красноярское отделение Союза писателей.

На Енисее при участии речников снято около десяти художественных фильмов. Среди них “Хозяин тайги” с Владимиром Высоцким и Валерием Золотухиным, “На диком бреге” — с Борисом Андреевым и Всеволодом Сафоновым, “Мой папа капитан”, “Негасимое пламя”.

И. М. Назаров руководил пароходством с 1939-го по 1970 год. Это были годы становления портов и судоремонтных предприятий, освоения притоков и наращивания грузовой базы, великих строек на берегах Енисея. Енисейское пароходство становится лидером отрасли, и его по итогам восьмой пятилетки награждают орденом Ленина.

В мае 1970 года эстафету начальника Енисейского пароходства принял С. И. Фомин. Пройдя школу капитанства на теплоходе “В. Чкалов”, а затем поработав начальником службы перевозок и движения флота, Степан Иванович стал достойным преемником И. М. Назарова. Степан Иванович сумел в кратчайший срок ликвидировать отставание темпов промышленного развития Енисейского пароходства от темпов развития края. Флот пароходства пополнился современными большегрузными судами и буксирами-толкачами, ледоколами, теплоходом, плавзаводами, доками. Велось массовое строительство флота для Ангары на Красноярской судоверфи и барж грузоподъёмностью три тысячи тонн для секционных составов на Красноярском судостроительном заводе. Введены в эксплуатацию Лесосибирский речной порт, грузовой район Песчанка, речной порт в Кызыле. Высокими темпами строилось жильё, школы, детские сады в Подтёсово и Павловщине. За счёт средств капитального ремонта построены цеха в Павловщине, Ермолаеве, Минусинске, причалы в Игарке.

Семидесятые и первая половина восьмидесятых годов для Енисейского пароходства не были застойными. Объём перевозок в 1984 году по отношению к 1970-му вырос в 1,8 раза. Стоимость основных производственных фондов увеличилась в 2,7 раза, оборудование портов — в три раза.

С. И. Фомина сменил в 1984 году А. А. Печеник. Год 1989-й для пароходства стал знаковым. Пятилетка Печеника закончилась достижением наибольшего объёма перевозок — 28 миллионов 206,5 тысячи тонн грузов в год, доходы — 74 миллиона рублей, расходы — 28 миллионов 200 тысяч рублей. В течение этих пяти лет по итогам работы пароходству постоянно присуждали переходящее Красное знамя и первую премию по отрасли.

Для начала девяностых годов были характерны усиливавшаяся политическая нестабильность, опустевшие прилавки магазинов, рост безработицы, всеобъемлющий бартер. Внешнеэкономическая деятельность сводилась в основном к получению квот на бартер. Зрели приватизация по-чубайсовски и акционирование. Пароходство тоже готовилось к акционированию. Дискуссий и собраний по выбору модели и структуры будущего АООТ “Енисейское речное пароходство” было предостаточно. В итоге план приватизации был утверждён по первой модели, в составе и границах существующего государственного пароходства за исключением Кызыльского районного управления.

Первое собрание акционеров состоялось 7 мая 1995 года. Были избраны совет директоров, генеральный директор, которым стал И. А. Булава — первый заместитель начальника пароходства. Перед коллективом была поставлена главная задача — выжить.

Поскольку объёмы перевозок в Енисейском бассейне падали катастрофически, клиентура была неплатежеспособной и в работе задействована только третья часть флота, пароходство поставили на учёт в Комитете по несостоятельности и банкротству. Выход искали в перегоне флота для работы на Балтийском, Чёрном и Средиземном морях. Проводили сокращение расходов, начали резервирование зарплаты, прекратили приобретение запасных частей для флота, который ремонтировали за счёт судов, не введённых в эксплуатацию.

В 1996 году за пределами Енисейского бассейна уже работало 21 судно. За счёт валютных поступлений гасились налоги, частично — долги по зарплате. Основным видом расчётов с клиентурой был бартер: круглый лес, топливо, неликвиды и долговые векселя Норильского комбината и др. Уже в начале 1997 года Енисейское пароходство было снято с учёта по банкротству и получило международное признание — ему вручили знак “Факел Бирмингама”, учреждённый Комитетом “Партнёрство ради прогресса” за выживаемость в условиях жесточайшего кризиса.

К началу второго тысячелетия ОАО “Енисейское речное пароходство” стало одной из успешных судоходных компаний. Предприятие было удостоено международного приза “Хрустальная Ника”, а генеральный директор — звания “Генеральный менеджер-2000”.

В конце декабря 2001 года состоялось внеочередное собрание акционеров пароходства, на котором был избран новый состав Совета директоров. Его председателем стал В. В. Кургузов, а в 2003 году его назначили генеральным директором. В основу всей стратегии нового правления были поставлены интересы собственника, продажа нерентабельного имущества, в том числе флота. За короткое время сменилось три генеральных директора. Все они не оставили следов в истории пароходства, разве что отметились продажей теплохода “Антон Чехов”, торговой базы производственного торгового центра, банковских активов и др.

В январе 2009 года генеральным директором Енисейского речного пароходства стал А. Б. Иванов. Смена высшего руководства в пароходстве положительно сказалась на итогах его работы за 2009 год. В канун 65-летия Победы и 80-летия образования пароходства именами заслуженных ветеранов названо семь судов пароходства, тем самым возрождены славные страницы Енисейской истории.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА