Проспект культуры
«Люби других как себя». Красноярский театр кукол показал постановку по последнему рассказу Фёдора Достоевского
Произведение впервые поставили на театральной сцене.
Ставить русскую классику стало трендом последних лет во всех театрах страны. Красноярск не исключение, при этом режиссёры всё чаще берутся за непопулярные сюжеты. Такой постановкой стала дилогия Руслана Кудашова по рассказам Достоевского. В прошлом году публике показали кукольный спектакль «Великий Инквизитор» (16+) по главе «Братьев Карамазовых», а этим летом вышла вторая часть — «Сон смешного человека» (16+). Произведение впервые поставили на театральной сцене.
По сюжету главный герой, разочарованный жизнью, решает застрелиться, но совесть не даёт покоя из-за подлого дела. Человек засыпает и видит идеальный мир без злости, зависти, ревности, воровства. Однако постепенно райское место превращается в падший мир, и причиной этому становится сам герой рассказа. Проснувшись, «смешной человек» переосмысливает жизнь и собственные ценности.
— Почему, несмотря на развитый интеллект и «благие намерения», в человеке всё же сохраняется тяга к разрушению? Откуда эта неспособность принимать творение таким, какое оно есть, жажда преобразовывать, улучшать, изменять, извращать, наслаждаться страданием? Эти болезненные вопросы, которые поднимает Достоевский, не всегда находят ответ, но хотя бы озвучивание их даёт нам шанс разобраться с собой, — рассуждает режиссёр-постановщик Руслан Кудашов (Санкт-Петербург). — Очень многие люди, как мне кажется, сейчас задаются серьёзными вопросами о бытии, о смысле существования, о возможности поиска смысла в этом стремительно меняющемся мире.
Красота визуального ряда поражает воображение благодаря сотрудничеству режиссёра с художником Мариной Завьяловой (Санкт-Петербург), с которой были разработаны обе истории.
— С Мариной мы работаем уже более десяти лет, поэтому достигаем взаимопонимания и желаемого результата. Последнее время придумываем по несколько концепций к каждому спектаклю. Только для «Сна смешного человека» было разработано пять вариантов, в итоге остановились на последнем, — делится Руслан Кудашов. — Марина очень терпеливый человек — бывало, пропишем спектакль полностью, но из-за ряда причин приходится всё переделывать. И так по несколько раз. С ней очень комфортно работается.
Дилогия получилась очень цельной, несмотря на уникальность каждой постановки. Так, в обеих историях задействован один и тот же актёр — Иван Захаров. Также есть схожесть в подаче материала: текст произведения в обоих спектаклях звучит в формате стендапа, как прямой разговор со зрителем. Цветовое оформление — красный, черный и зелёный цвета — переходит от одной постановки к другой.
Несмотря на то, что обе части дилогии связаны между собой, артист-кукловод Иван Захаров отметил новизну эмоций от каждого спектакля.
— Всё переживается заново, — поделился он. — Я приобрёл очень интересное знакомство с материалом Фёдора Михайловича. Признаюсь, «Сон смешного человека» раньше не читал. Впечатлило, произошёл некий разрыв шаблона, потому что рассказ не похож на привычные произведения классика. По-новому открыл для себя Достоевского.
Анастасии Ивановой в спектакле досталось сразу несколько ролей — быть ассистенткой Смешного человека, а также управлять кукольной девочкой и ростовой Богиней-марионеткой. Однако с задачами актриса справилась с лёгкостью и большим удовольствием.
— Очень рада, что моё возвращение на сцену получилось таким ярким (актриса недавно вышла из декрета. — Прим. ред.). Я голодная по творчеству. Быть задействованной в постановке с Русланом Равильевичем — моя давняя мечта. Оказалось, с ним комфортно работать, чувствуешь полную свободу для самовыражения, не выходя за рамки заданных условий. Сам материал также вызвал бурю эмоций — тема не оставит равнодушным никого, — рассказала Анастасия Иванова.
Зрители с восторгом приняли новый «взрослый» спектакль.
— Не удивлюсь, если «Сон смешного человека станет номинантом «Золотой маски», как и «Великий инквизитор». Режиссёр спектакля Руслан Кудашов ничего не упрощает, — поделилась зрительница Ольга Филюрина в социальных сетях. — Вечные вопросы о добре и зле, о вере, мудрости, скорби, о природе счастья не бывают простыми. Но, задумавшись, мы можем хоть чуть-чуть сдержать сумасшедший бег времени. Каждая попытка дорогого стоит. Некоторые сцены — словно сюжеты живописных полотен. Браво художнику — Марине Завьяловой! Актёрская игра — на острие нерва. Новый спектакль ещё раз доказал: в Красноярском театре кукол очень сильные драматические артисты.
В тему
«Сон смешного человека» был написан в 1877 году, незадолго до начала работы над романом «Братья Карамазовы». Произведение называют квинтэссенцией философии, «почти полной энциклопедией ведущих тем Достоевского».