Новости

Спутник в пути

Спутник в пути

За городскими автобусами следят из космоса

Специалисты российской космической отрасли традиционно сильны в освоении звездного пространства, но без практического применения своих изобретений теряют перспективный рынок. Между тем, одна из их разработок — навигационная система ГЛОНАСС в перспективе может повысить уровень безопасности на дорогах. Внедрять его планируется постепенно: сначала навигаторами оснастят пассажирский транспорт, а в 2013 году все автомобили, реализуемые в России, должны быть оборудованы системой экстренного реагирования “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Пока Министерство транспорта РФ только работает над законопроектом, обязывающим всех перевозчиков установить на подвижной состав бортовые навигационно-связные терминалы (БНСТ), Красноярск уже активно использует эту систему на общественном транспорте. Вопрос о контроле движения в городе давно стоял ребром: гонки, невыпуск автобусов на линию, нарушения расписания — всё это вызывало возмущение горожан. Для того, чтобы решить проблему, надо было точно понять, что в каждый конкретный момент времени делает каждая из 1300 городских пассажирских транспортных единиц (автобусы, троллейбусы, трамваи). Тут-то и пришли на помощь космические технологии — система спутниковой навигации. С её помощью данные о передвижении транспорта можно сосредоточить в едином диспетчерском центре контроля и управлять пассажирским транспортом. Организатором такой работы выступил муниципалитет, точнее, департамент транспорта Красноярска. На приобретение и внедрение автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления (АНСДУ) в 2008—2010 годах было израсходовано около 50 миллионов рублей. На эти деньги, в частности, приобретено 1900 бортовых навигационно-связных терминалов, которыми сегодня оснащены трамваи, троллейбусы, муниципальные и коммерческие автобусы. Создано муниципальное учреждение “Красноярскгортанс” — по сути, единая диспетчерская служба города.

— Внедрение автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления позволило решить сразу несколько задач. Во-первых, заметно улучшилось качество пассажирских перевозок, — рассказывает Олег Якубович, заместитель главы города — руководитель департамента транспорта администрации Красноярска. — Ранее перевозчики позволяли себе не выпускать на линию необходимое количество автобусов. Например, должны выйти на смену 1300, а работает только 1080. Мы расставляли по маршрутам диспетчеров, но несколько специалистов были не в силах справиться с такой задачей. Люди на остановке возмущались, обвиняли во всем неэффективную маршрутную схему. Теперь, когда каждый автобус оснащён навигаторами ГЛОНАСС/GPS, и диспетчер на экране компьютера отслеживает их количество на маршруте. Это позволяет департаменту транспорта, как организатору перевозок, контролировать процесс, в режиме реального времени реагировать на внештатные ситуации (сходы, заторы, ДТП). Сегодня 1700 единиц пассажирского подвижного состава имеют на борту навигатор.

Московские разработчики программного обеспечения системы, узнав о сроках её внедрения в Красноярске, были поражены: в городе за несколько месяцев успели договориться с перевозчиками, создать диспетчерскую, подготовить специалистов, решить вопросы оснащения электротранспорта (подсоединять троллейбусы и трамваи к единой сети намного сложнее, чем автобусы). Летом 2008 года, когда эксперимент только начался, красноярские эксперты ездили учиться у кемеровчан, которые начали внедрять ГЛОНАСС раньше. А через год уже кемеровским специалистам пришлось перенимать наработанный в краевом центре опыт.

Надо сказать, что тогда не все предприниматели с восторгом отнеслись к новым методам управления.

— Если перевозчик заинтересован в нормальной работе, то убеждается в том, что система ему очень помогает, — говорит Борис Обухов, директор МУ “Красноярскгортранс”. — Ведь теперь водители не могут ввести в заблуждение своё руководство. А вообще по количеству оборудованного транспорта наш город на втором месте по России. Но мы первые, кто взялся не только за муниципальный транспорт, но и за коммерсантов. Ситуация сегодня такова: есть 22-ФЗ “О навигационной деятельности”, который предписывает оснащать транспорт необходимым оборудованием, но нет никакой ответственности за его неисполнение. Сейчас только готовятся соответствующие поправки в КоАП. Тем не менее на краевом и городском уровне приняты законодательные акты, исправляющие ситуацию. Например, если автобусы не оборудованы навигаторами, перевозчик не сможет участвовать в конкурсе. И пусть все нарушения не искоренены, но мы теперь видим их причины и принимаем эффективные решения.

Сегодня все перевозчики заключили договоры на диспетчерское обслуживание. Это ощутимо сказалось на транспортной ситуации в городе. Даже в часы пик автобусы не так забиты, как несколько лет назад. Исчезли и караваны троллейбусов, которые скапливались на центральных улицах из-за какой-нибудь поломки. Решается с помощью навигации проблема объявления остановок, водителю даже необязательно нажимать на кнопку, чтобы прибор передал речевое сообщение в салон, это происходит автоматически при подъезде в тридцатиметровую зону до остановки. Более того, спутниковая навигация помогает в совершенно нештатных ситуациях. Был случай, когда у перевозчика угнали автобус, и обнаружить его удалось потому, что на машине было установлено бортовое навигационное оборудование.

Многое изменилось и благодаря видеонаблюдению в салоне. Сегодня 25 единиц общественного транспорта обеспечены этим системами: фотокамеры через каждые 30 секунд передают информацию на сервер. Можно в любое время увидеть состояние на дороге или в автобусе и принять соответствующие меры. Наличие таких камер дисциплинирует и пассажиров, и работников: меньше поступает жалоб на хамство в автобусах. Чтобы полностью оборудовать красноярский общественный транспорт камерами необходимо около 40 миллионов рублей. Сегодня ответственность за их установку лежит на муниципалитете и субъекте Федерации. При достаточном финансировании система может развиваться дальше. Есть, например, возможность запустить сервис информационных услуг: чтобы пассажиры с помощью sms, wap-технологий могли с точностью до минуты узнавать время прихода нужного автобуса.

— Но больше всего удобна жителям обратная связь — по телефонам диспетчерской 256-84-04, 256-84-00 можно обращаться со своими жалобами и предложениями, — поясняет заместитель директора МУ “Красноярскгортанс” Игорь Ким. — Все обращения регистрируются, а потом принимаются меры. Система имеет большой потенциал, но самая главная задача, которую мы учимся решать и решаем — выстроить работу красноярского общественного транспорта максимально комфортно для горожан.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА