Новости

Крылья советов

Крылья советов

Построят ли в Красноярске авиахаб?

Мультимодальный транспортный узел на базе Красноярского аэропорта, или хаб, самый загадочный и непонятный для широких масс инвестиционный проект. Многие даже не знают, что это такое. Хотя в идеале всё выглядит довольно просто: рядом с краевым центром задумали возвести удобный перевалочный пункт — группу модулей и терминалов, позволяющих максимально эффективно перебрасывать грузы с северо-востока России в её европейскую часть или, наоборот, с запада на юг — к “азиатским странам-тиграм”.

Перевалка будет иметь и местное значение, если включить сюда федеральные автотрассы и Енисейский грузовой поток. По разным оценкам, окончательная цена проекта от двух с половиной до четырёх миллиардов долларов. Однако буквально на днях вокруг хаба разгорелся очередной спор с участием чиновников центрального правительства, депутатов и властной элиты Красноярского края и Новосибирской области.

Как сообщили информационные агентства неделю назад, регион не сумел попасть в федеральную программу господдержки аэропортов “из-за низких производственных показателей и инвестиционной непривлекательности”. Дело в том, что российское Министерство транспорта не увидело “реальных подвижек” в краевой авиации, а именно то, что нам так и не удалось договориться ни с кем о статусе единого авиаперевозчика, и поэтому финансовой поддержки федерального центра нам не видать. Действительно, в качестве предполагаемого перевозчика звучали имена компаний Nordwind, “Волга-Днепр”, “Таймыр”, “Атлант-Союз” и даже “Красавиа” — умирающего детища убежавших из края братьев Абрамовичей, но ни одна из них не потянула на высокое звание единого. Возможно, на это повлияла неразбериха, начатая в 2008 году банкротством тех же Абрамовичей в лице печально известной “КрасЭйр”, часть долгов размером в сотни миллионов рублей этого ОАО, кстати, повисли на ОАО “Аэропорт Красноярск”, находящемся сейчас в стадии арбитражного управления. В правительстве края, как противовес, решили создать на базе аэродрома ещё одно юридическое лицо, ООО “Аэропорт Емельяново”.

Эксперты авиаотрасли, между прочим, называют ещё одну причину отказа — изношенный парк самолётов Красноярска.

“В идеале необходимо объединить все структурные подразделения в одно целое, — заявляют в пресс-службе краевого Законодательного собрания. — Это обеспечит и прибыльность, и кадровую состоятельность, и социальную стабильность в коллективе”.

Между тем наши конкуренты из Новосибирской области усиливаются на глазах. В аэропорту Толмачево ввели в строй ещё одну взлётно-посадочную полосу, тем самым показывая, что их амбиции по созданию хаба прочнее. Местный губернатор Василий Юрченко заявил даже, что “пора расставить все точки над “i” в спорах о том, чей регион лучше. Нельзя забывать, что конкуренция существует в среде не только бизнес-структур, но и отдельных регионов страны”. И добавил: мультимодальный комплекс необходим на Оби.

Так будет или не будет реализован этот инвестиционный проект? Депутат ЗС Валерий Сергиенко так комментирует проблему нашей газете:

— Я всегда приветствую проекты, где есть слово “создание”. Но дело в том, что самой идее авиахаба уже не менее 15 лет — всё началось ещё когда губернатор Валерий Зубов предлагал летать из Красноярска через Северный полюс в Канаду и США. У Абрамовичей с этой затеей ничего не получилось, и не потому, что у них не было денег, а потому, что трассы надо заполнять грузами, иначе они не окупятся. Что может предложить Красноярск, что отсюда возить, это большой вопрос. Поэтому пока нельзя определённо сказать, построят ли такой узел, как и то, впрочем, что его не построят. В Минфине умеют считать, и если они отказали нам в средствах, значит, это вызвано объективными причинами. Но это обстановка сегодняшнего дня. А что будет дальше, увидим.

Почувствовав, что с возможным провалом хаба Красноярский край потеряет в имидже, в конфликт вмешался губернатор Лев Кузнецов. Он заявил, что власти региона “продолжат работу над созданием на базе аэропорта Емельяново авиахаба и представят его обновлённый проект на VIII Красноярском экономическом форуме”. Глава края отметил также, что развитие авиахаба в Красноярске входит в долгосрочную стратегию развития Сибири до 2030 года.

“У нас есть возможность обратиться за средствами в государственную казну на основании Федеральной программы. Но мы сегодня должны понимать, что тот проект, который был разработан до экономического кризиса, требует переосмысления. По нескольким причинам. Первое: у нас изменилась структура собственности, и мы два года потратили на то, чтобы защитить аэропорт и сохранить его как краевой объект. Второе: даже в период экономического кризиса пассажиропоток был выше, чем в докризисный период времени. К нам продолжают заходить на территорию авиакомпании-перевозчики. Поэтому хаб в Красноярске будет, хотя пока неясно, какого размера, — мы должны трезво оценивать силы. Кризис нас этому научил. Мечты должны базироваться на реальных транспортных, грузовых и экономических тенденциях. И авиахаб мы будем развивать, при необходимости обращаясь в федеральный бюджет. В стратегии развития Сибири есть особая экономическая портовая зона (ОЭПТ), которая как раз относится к нашему аэропорту. Этот проект ОЭПТ остаётся в силе, но каким путём мы пойдём, будет зависеть от нас и от желания инвесторов вкладывать средства в развитие Красноярского края”, — подвёл итог губернатор Лев Кузнецов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА