Новости

Кого позовут в космонавты

Кого позовут в космонавты

Научную элиту нужно готовить со школьной скамьи

Понятно, что любая сфера человеческой деятельности — это не что иное, как люди, их мозги, опыт и знания. Когда-то Сталин сказал: “Кадры решают всё”. Как бы мы ни относились к одиозной личности вождя, но он был абсолютно прав. Сегодня мы хотим поговорить о перспективах российской науки. Именно от того, кто придёт на смену старшему поколению деятелей науки, зависит её будущее и будущее нашего государства. А потому этому вопросу нужно уделять особое внимание.

Красноярск по праву всегда считался одним из самых продвинутых городов в сфере образования и науки. Множество вузов, исследовательских институтов, лабораторий… Поэтому особых проблем с кадрами для науки в советское время не стояло: их готовили на месте. С началом перестройки целая плеяда выдающихся умов региона оказалась не у дел. Государство перестало финансировать научные изыскания, работы у научных сотрудников не стало, и многие из них плавно утекли за границу, где продолжили творить в уже более комфортных условиях. Другие, не захотевшие покинуть родину, попросту ушли в иные сферы деятельности, открыв свои фирмы и предприятия. Там они стали применять свои научные знания и опыт, чтобы заработать на жизнь.

— Я могу привести огромное количество примеров, когда талантливые люди уходили из науки для того, чтобы прокормить себя и свою семью, — говорит Анатолий Шевырногов, заместитель директора института биофизики Сибирского отделения Российской академии наук. — Понять их можно, в 90-е не было другого выхода, люди были поставлены в условия выживания. В основном это были молодые учёные и люди среднего возраста. В результате в науке оказалась брешь: сегодня в нашей сфере довольно мало людей 40—50 лет — а это самая активная группа, у которой уже есть знания и опыт, а также силы и желания работать.

Молодёжь, со слов Анатолия Петровича, в научно-исследовательские институты пусть не так активно, как в советские времена, но приходит. Для того чтобы привлечь новое поколение в науку, необходим целый комплекс мер: от достойных зарплат, грантов на осуществление проектов до предоставления жилья.

То, что молодые люди проявляют всё больший интерес к работе в научной среде, подтвердил недавно и глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, ссылаясь на данные опросов. “Если какое-то время назад молодые люди размещали в своих интересах профессию учёного где-то во втором десятке, то сегодня она устойчиво занимает третье-четвёртое место”,— сказал Фурсенко, выступая в Совете Федерации. В 2011 году были выделены дополнительные деньги РАН и её региональным отделениям на привлечение на работу одной тысячи молодых учёных. Средства выделены не только на зарплаты, но и на новое оборудование.

Понимание того, что на пустом месте ничего не может появиться, пожалуй, приходит сегодня на уровне государства. На этой неделе на встрече с лауреатами премии президента в области науки и инноваций за 2010 год Дмитрий Медведев заявил, что поддерживает идею ввести президентские стипендии молодым учёным, которые развивают приоритетные направления модернизации страны. Также Медведев пообещал, что будет и дальше уделять внимание решению жилищных проблем (в прошлом году было выделено 150 квартир). Ещё президент одобрил идею создания научно-популярного телевизионного канала в цифровом формате.

Пока все эти меры привлечения подрастающего поколения в науку обсуждаются наверху, в Красноярском крае помогают молодым на местном уровне. В 2010 году на получение государственных премий Красноярского края в области профессионального образования от аспирантов, докторантов и соискателей учёной степени доктора наук было подано 94 заявки по пяти направлениям. Победители получили денежные премии, размер которых составлял от 100 до 120 тысяч рублей. В этом году среди 121 миллиона рублей, которые выделены региональному фонду поддержки научной и научно-технической деятельности, часть средств также пойдёт на проекты молодых талантливых красноярцев.

Специалисты сходятся во мнении, что воспитывать потенциальных учёных нужно со ученической скамьи. Поэтому некоторые школы в Красноярске имеют многолетний опыт подготовки школьников для научной деятельности. Одним из оплотов будущего науки является аэрокосмическая школа, которая работает на базе Сибирского аэрокосмического университета. Сегодня здесь занимаются около четырехсот школьников. Большинство выпускников поступают в технические вузы и продолжают заниматься научными разработками.

— Аэрокосмическая школа работает с учащимися в рамках полного инженерного цикла, — говорит директор центра довузовской подготовки и профориентации Александр Меркулов. — Школьник, изучая профильные предметы (например, ракетостроение, теория и решение изобретательских задач, начертательная геометрия и другие), проходит полный путь идеи какого-то проекта до полного технического воплощения, апробации и реализации. К 11-му классу каждый имеет две-три научных работы.

Свои работы ребята представляют на региональном, российском и даже международных уровнях. Ученики школы являются обязательными участниками такого крупного научного события, как Решетнёвские чтения. Разработки учащихся и преподавателей аэрокосмической школы отмечены свидетельствами и патентами РФ.

— Наша программа дополнительного образования ориентирована на поиск и развитие индивидуальных способностей детей в области технических наук и экономического анализа, предоставление учащимся возможностей развития научного поиска, поощрение и развитие исследовательской и экспериментальной деятельности, развитие творческой одарённости в области технических наук, — рассказывает директор аэрокосмической школы Ирина Годовых.

Вопросами подготовки и воспитания будущей научной элиты занимается и Сибирский федеральный университет. На его базе работают несколько школ дополнительного образования для школьников 5—11-х классов. Обучаться в школах может любой желающий, занятия помогают подготовиться к поступлению в вуз и определиться с выбором будущей профессии.

С 7-го по 10 февраля в крае проходили Дни науки. Вопрос привлечения молодых к научной деятельности стал лейтмотивом этого мероприятия. Один из дней был посвящён студенческой науке, другой — науки в школе. В рамках форума прошло обсуждение краевой программы “Одарённые дети” и научно-технического творчества молодёжи. “Нам важно понять, каким образом формируется наука в школе, как идёт естественнонаучное образование в школе”, — прокомментировала заместитель министра образования и науки региона Ольга Никитина.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА