Общество

Главный архитектор Луганска рассказал о развитии новых территорий

Мы поговорили о прошлом и настоящем столицы Луганской Народной Республики.

Главный архитектор Луганска рассказал о развитии новых территорий
Фото: личный архив Вадима Квачева.

Строительный бум в Луганске пришёлся на шестидесятые – восьмидесятые годы прошлого века. Именно тогда там появились многоэтажные жилые кварталы, значимые социальные и культурные объекты. А с развалом СССР, когда Донбасс отошёл Украине, всё замерло, ну разве что корпуса заводов перелицовывали в торговые центры. Однако сейчас ситуация кардинально меняется: на смену периоду застоя, а затем латанию прохудившейся за десятилетия инфраструктуры наконец приходит время развития.

О прошлом и настоящем столицы Луганской Народной Республики (ЛНР), а также о том, что происходит в её строительной отрасли, мы поговорили с главным архитектором Луганска Вадимом Квачёвым. Нынешним летом он впервые посетил Красноярск и согласился дать интервью журналисту «Городских новостей».

Сплотились и выстояли

— Предлагаю начать разговор с событий 2014 года. Как вы, а также другие жители Луганска пережили тот непростой период?

— В 2014–2015 годах у нас шли боевые действия: обстрелы, разрушения, погибшие… Конечно, было страшно и сложно. Мы остались без света, газа, воды. В то время многие уехали из города, зато оставшиеся начали объединяться: выходить на улицу, общаться, делиться. У кого-то был генератор, у кого-то во дворе колонка, кто-то варил кулеш на костре для себя и соседей. Так, сплотившись, преодолевали проблемы и вместе выстояли перед трудностями. Впрочем, это неудивительно: Донбасс — шахтёрский регион, в котором живут сильные и смелые люди.

Конечно же, для людей многое значил пример Крыма. Мы с 2014 года ждали, когда и нас присоединят к России.

— Может, у вас возникали обиды на то, что ДНР и ЛНР сразу не стали частью нашей страны? Понадобилось восемь долгих лет…

— Нет, обид не было. Когда только началось противостояние с майданной властью, стало понятно, что за Донбасс придётся сражаться. Поэтому необходимо время, чтобы подготовиться. Так и вышло.

Конечно, воссоединение с Россией стало для нашего региона по-настоящему историческим событием. Неслучайно именно в 2022 году люди начали массово возвращаться в город. В том числе с территории западной Украины — когда это было возможно, добирались домой через Белоруссию и другие страны.

Более того, у нас в принципе сложилась очень неожиданная ситуация: если до 2014 года численность населения Луганска составляла 320 тысяч человек, то теперь — 400 тысяч. То есть в городе в настоящее время живёт больше людей, чем до событий десятилетней давности.

— Знаю, что у многих жителей Донбасса есть родственники или друзья на западе. Какая там ситуация?

— У меня родственников на территории Украины нет. Были знакомые, но… к сожалению, мы прекратили общение из-за разных политических взглядов. Поэтому как там на самом деле, я особо не интересуюсь. У нас сейчас, поверьте, хватает своих дел.

Нас не испугать

— В Луганске, в отличие от Донецка, обстрелы бывают нечасто. Но всё же случаются.

— С поставками Украине нового вооружения они до нас стали дотягиваться. Случаются попадания, причём в мирные объекты: многоквартирные жилые дома, строительный колледж, рынок.

К слову, в 2022 году благодаря поддержке из Москвы в Луганске восстановили пострадавшую от прилёта многоэтажку. И вот в неё опять прилетело.

— И как развиваться и планироваться, когда идут обстрелы?

— Так жизнь-то продолжается! Вспомните, как во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде люди сохраняли произведения искусства, трудились и даже творили.

К слову, у нас ещё в 2014-м работники краеведческого музея под бомбёжками прятали в подвалах экспонаты, чтобы их сберечь. А сотрудники администрации несмотря на то, что город пустел на глазах и велись постоянные обстрелы, всё равно выходили на службу, решали, как могли, самые неотложные задачи. Так что нас не испугать.

К тому же именно сейчас настрой у людей в Донбассе очень положительный. Те, кто испытывал негатив, давно уехали и не вернулись. Те же, кто остался, видят, как много делает для нас Россия, и хотят работать, развиваться вместе со всей страной. Поверьте, мы умеем смотреть в будущее. У Луганска есть утверждённый генплан, и на его основе мы уже ведём застройку. А сейчас совместно с московскими специалистами разрабатывается мастер-план. Дело в том, что столица России стала регионом, шефствующим над нашим городом, и очень много нам помогает. И с восстановлением дорог и инженерных коммуникаций. И с ремонтом различных объектов. И с разработкой градостроительной документации. И с возведением новых домов.

— Если говорить о строительстве, то какие у вас планы на ближайшие годы?

— Сейчас в рамках механизма комплексного развития территорий началась застройка пустующих земельных участков. Там будут работать и местные, и привлечённые организации. В том числе компания из Красноярска, и это для нас тоже очень важный момент. Мы видим, что с нами вся страна.

Также мы планируем привлекать бизнес для строительства больших хабов для крупных сетевых компаний. Потому что очень хочется, чтобы к нам зашёл «Озон» или «Вайлдберриз»…

— А ещё, наверное, самые крупные российские банки или сети быстрого питания. Думаю, это своего рода метка?

— Да, для нас это важный момент. Те же закусочные пока не открыли у нас, но мы ждём.

День абрикоса

— Я знаю, что вы в Сибири впервые. Интересно, какими были ваши ожидания, когда собирались в путь? Не боялись, что у нас медведи по улицам ходят?

— В современном мире можно не слушать никаких страшилок, а просто зайти в интернет и узнать всё, что тебя интересует. Я так и сделал, поэтому заранее более-менее точно представлял, что меня ждёт в вашем городе.

Скажу даже больше: вместе с супругой я веду телеграм-канал, посвящённый путешествиям по России. Так сказать, пытаемся развивать внутренний туризм, чтобы люди знали, сколько у нас в стране красивых и замечательных мест.

— И Красноярск войдёт в их число?

— Да, мне он очень понравился. Меня поразило, сколько здесь хвойных растений! Во время экскурсии на смотровую площадку я увидел целые леса. У вас шикарные видовые точки, а также очень интересный ландшафт.

На мой взгляд, Красноярск — хороший город для жизни. И те люди, с которыми я здесь пообщался, это только подтвердили. Не встретил никого, кто хотел бы уехать отсюда.

— Думаю, и Луганск тоже замечательный город.

— Конечно, у нас много красивых мест. Например, парк имени Горького. Благодаря усилиям и творческому потенциалу моего предшественника Вячеслава Владимировича Женеску он был полностью реконструирован в 2017–2018 годах. Мы даже получили признание на федеральном уровне: в этом году наш парк занял первое место в номинации «Новые территории» в конкурсе «Парки России».

— То есть луганцы восстановили парк в тот период, когда ЛНР была непризнанной республикой? Это действительно удивительно!

— У нас в городе много удивительного. Например… абрикосы, которых на наших улицах очень много. Жители Луганска привыкли, не видят в этом ничего особенного, а все, кто попадают в наш город, например, в пору цветения, бывают просто в восторге. Что уж говорить о времени, когда поспевают плоды. В других местах абрикосы на рынках и в магазинах продают, а у нас можно просто с деревьев рвать!

— На юге Красноярского края есть город Минусинск, в котором проводят большой праздник — День помидора. Вам нужно по его примеру проводить День абрикоса. Это может привлечь туристов.

— Хорошая идея. Думаю, что со временем мы так и сделаем. И к нам в Луганск будут приезжать люди со всей нашей России.

Акцент

Современный Луганск расположен на территории площадью 286 квадратных километров по обоим берегам реки Лугань.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА