Новости

Выбери меня!

Выбери меня!

Скоро заставить наших детей учиться будет невозможно

Когда я училась школе, в моём классе было довольно много мальчишек и девчонок, которые учились кое-как или вообще не хотели учиться, не видели в этом смысла. Тем не менее им приходилось отсиживать все эти постылые уроки. Другого выбора у них тогда не было. Особенно отъявленных разгильдяев вызывали к директору, песочили на совете дружины, грозили скорбной перспективой уйти в ПТУ… Кто-то действительно покидал стены школы после восьмого класса, но были и те, кого педагоги “тянули за уши”. Многим из последних столь настойчивая опека со стороны взрослых, как показала жизнь, пригодилась. Осознание, что учиться нужно, всё-таки пришло к ним, правда, позже.

Но, вероятно, в ближайшем будущем, если в России будут приняты новые стандарты общего образования, драконовские методы, заставляющие всеми правдами и неправдами ребенка учиться, канут в Лету. А вместе с тем подростки, которые в силу возраста просто не осознают значение образования и потому не будут посещать необязательные уроки, потеряют возможность, образумившись, что-то изменить в своей судьбе.

Возможно, именно поэтому дискуссия о проекте новых государственных стандартов общего образования для старшеклассников в обществе разгорелась нешуточная. К ней даже присоединился премьер Владимир Путин: он выразил сомнение в том, что такие стандарты вообще нужно принимать. Предшествовало этому выступлению открытое письмо российских учителей, которые призывали президента и премьера не допустить внедрения в школы предлагаемых стандартов. Свои подписи под письмом поставили более 13 тысяч человек, в том числе члены Академии наук, преподаватели вузов и школ, родители. По мнению активистов, недопустимо отказываться от проверенной десятилетиями системы и лишать школьников возможности изучать все предметы в полном объёме.

Дело в том, что новые стандарты для учеников старших классов, разработанные Институтом стратегических исследований образования РАО совместно с группой под руководством генерального директора издательства “Просвещение” Александра Кондакова, предполагают лишь четыре обязательных предмета — ОБЖ, физкультуру, “Россия в мире” и так называемый “индивидуальный проект”. Дальше есть набор предметов, который в обязательном порядке изучается, но в разном объеме — либо на базовом уровне, либо на углублённом уровне. Поэтому каждый ученик помимо узаконенных четырех уроков в обязательном порядке должен будет выбрать шесть-семь предметов из шести групп. Первая группа — это русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык и литература, родной язык, родная литература). Вторая группа — иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык). Третья — математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика). Четвёртая — общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право). Пятая — естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология). И шестая — искусство или предмет по выбору. Предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Дисциплины, которые школьники будут изучать на интегрированном уровне (русская словесность, математика и информатика, обществознание, естествознание), дают “общекультурную и общеобразовательную подготовку”, а базовые и профильные предметы “обеспечивают более фундаментальное изучение основ наук, которое даст возможность успешного профессионального обучения”.

“Тот, кто, к примеру, собирается поступать на филологический факультет, выберет на профильном уровне русский язык, русскую литературу, иностранный язык, на базовом уровне — историю, на интегрированном уровне — математику и информатику, естествознание”, — дает пояснения куратор проекта Александр Кондаков.

Хотя русский язык и литературу, как видно из текста проекта, никто не отменял, тем не менее “радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору её главных дисциплин” очень беспокоит российских учителей.

— Сегодня очень много говорится о патриотическом воспитании молодёжи, но оно невозможно без глубокого знания родной литературы и языка, которые являются столпами при формировании сознания человека и менталитета нации в целом, — говорит директор красноярской школы № 10 Татьяна Казанова. — Ведь научить ребенка любить свою Родину возможно только через литературу и слово. Идет выхолащивание образования. Мне непонятно, кого мы хотим в итоге воспитать. Получается, что грамотные и всесторонне образованные люди нашей стране не нужны.

Другая проблема, которая беспокоит директора, — это технические и финансовые вопросы реализации новых стандартов. Ведь когда появятся предметы с углублённым изучением, на базе школы необходимо будет создавать профильные лаборатории. Но сегодня у образовательных учреждений нет средств на приобретение нового современного оборудования.

Кроме этого, по новым школьным стандартам одного присутствия преподавателя в классе мало, считает Татьяна Ивановна. В предлагаемых условиях, где на первом месте индивидуальный подход к обучению, обязательными становятся обоюдная работа — и учителя, и ученика. Но готова ли высшая школа к началу эксперимента поставлять обученные кадры? И пойдут ли эти выпускники вообще в школу, учитывая, что молодёжь сегодня не рвётся сменить старую учительскую гвардию? Ответа пока нет.

На вопрос, чем не устраивают чиновников от образования старые стандарты, те отвечают, что основная проблема старшеклассников, которую так и не удалось решить в предыдущем стандарте, принятом в 2004 году, — оторванность образования от жизни. Нам не хватает соотнесения теоретических знаний с практикой, а также мобильности, гибкости российской школьной системы, которая быстро реагировала на запросы времени.

— Конечно, в предложенных стандартах есть и свои плюсы, — говорит Татьяна Казанова. — Но проблема заключается в том, что образовательная сфера за последние время пережила уже несколько реформ, в ней постоянно что-то меняется… Мы просто не успеваем отследить результат нововведений и, соответственно, не можем проанализировать, в правильном ли вообще направлении движемся.

Депутат Красноярского городского Совета Пётр Константинов считает, что такое рьяное стремление к реформированию системы образования в нашей стране неоправданно.

— Мы ещё не успели обкатать систему ЕГЭ, которая до сих пор вызывает множество нареканий и вопросов, — обращает внимание народный избранник. — В такой ситуации всякая новация — только дополнительная нагрузка на руководителей образовательных учреждений, которые с трудом поспевают за реформами. В любом случае создание новых стандартов образования требует длительной и кропотливой проработки внутри профессионального сообщества.

Как утверждают разработчики проекта, критические замечания приняты к сведению. Принятие новых стандартов отложено, работа над ними продолжается. Но отказываться от них никто не собирается. Со слов министра образования и науки Фурсенко, стандарты должны будут пройти апробацию, начиная с 1 сентября 2013 года, и полностью будут включены в программу школ в 2020 году.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА