Новости

В “зелёном коридоре”

В “зелёном коридоре”

Когда таможня дает добро

Красноярцы, вылетающие за границу или возвращающиеся из-за кордона домой, прекрасно знают сотрудников “зелёного коридора” в лицо. Именно они провожают до самолета и заботятся о безопасности прибывающих грузов. Как говорят таможенники, несмотря на то, что красноярская таможня находится внутри страны, здесь, в аэропорту Емельяново проходит воздушная государственная граница. Какие реальные или виртуальные угрозы приходится предотвращать стоящим на страже людям в зелёной форме, рассказал руководитель таможенного поста в аэропорту Емельяново Вячеслав ШАЛЫГИН.

— Вячеслав Анатольевич, в красноярском международном терминале всё спокойно, и всё же — таможенники чувствуют, что стоят на страже государственной границы?

— Таможенный пост аэропорта — это пункт пропуска, сюда прибывают и отсюда убывают международные рейсы. Здесь, хоть и виртуальная, но граница, здесь находятся пограничные органы, осуществляется таможенное оформление прибывших из-за рубежа. В отличие от работы на внутренних рейсах, здесь нет времени на раздумья. Если там больше имеешь дело с документами, то здесь — с людьми и грузом. Воздушные суда прибывают из-за границы, и приехавшие красноярцы стремятся как можно скорее увидеть своих родных и близких, поэтому времени на какие-то операции у таможенников очень мало. Здесь всегда передовая, всегда напряжённая работа.

— То есть решения на границе принимаются моментально?

— Бывает и такое, что время, которым мы обладаем, ограничивается 10—15 минутами. Согласно административному регламенту на оформление одного физического лица выделяется полчаса. И за это время необходимо принять решение — может ли он пройти таможню, помещаются его вещи на склад временного хранения или проходят таможенное оформление. А ситуации бывают любые, иногда самые непредсказуемые.

— Раскройте секрет, как таможенники определяют — кого из пассажиров необходимо досматривать, а кого нет?

— У нас говорят, что таможенник должен быть немного психологом. Люди на посту работают очень давно — бывает, что по 17 лет, и у них накоплен большой опыт общения с физическими лицами. По поведению человека становится ясно — может ли он нарушить правила, и как вести себя с ним.

— Но психологи часто замечают, что нарушители имеют кристально честный взгляд…

— И всё равно какие-то мелочи в поведении вызывают подозрения. Не могу сказать, что мы вылавливаем сто процентов нарушителей, это невозможно, но только за прошедший год в отношении физических лиц возбуждено 62 дела по нарушениям таможенных правил. Львиная доля — это контрабанда, то есть недекларирование или ввоз товаров, запрещённых к перемещению через границу России. Например, животноводческая продукция из Средней Азии. С 1 июля прошлого года на таможне действуют новые правила. По соглашению Таможенного союза, ввоз мясо-молочной продукции из республик Средней Азии — Таджикистана, Узбекистана, Киргизии — запрещён. На эти продукты должны иметься соответствующие разрешительные документы. Но, к сожалению, люди, пересекающие границу, не знают новых правил, не хотят их соблюдать, либо их не предупреждают о существовании запретов в стране вылета, а мы вынуждены применять меры административного воздействия. Ветеринарные органы изымают продукты, а таможенные органы возбуждают дела.

— Насколько я понимаю, всплеск таких нарушений возник в середине прошлого года после заключения Таможенного союза?

— Да. Раньше большой процент давали нарушения валютного законодательства. До недавнего времени было разрешено без декларирования провозить три тысячи долларов в рублёвом эквиваленте. Сейчас планка поднялась до 10 тысяч долларов, и эта статья ушла в небытие. Не каждый может взять с собой такую сумму, а если и везёт — никаких разрешений не надо, декларируй и путешествуй. А вот количество дел по недекларированию товаров или неполному декларированию постепенно растёт. Кстати, очень часто люди нарушают правила по провозу алкоголя. В связи с изменением законодательства сейчас одному взрослому человеку от 18 лет разрешается провозить беспошлинно три литра алкоголя, за провоз от трёх до пяти литров — должны заплатить пошлину. Очень много оформляется нарушителей с таких рейсов, где в аэропортах вылета имеются хорошие магазины дьюти-фри. Я понимаю, когда из Армении везут армянский коньяк — там находится завод по его производству. Но почему из Турции пытаются протащить ящики алкоголя?

Хотя нас и ругают, что у нас слишком жёсткий контроль, но практика показывает, что границу пересекают не только честные люди. Ещё не было недели, чтобы не возбуждались дела.

— Например, вчера вы задержали перевозчиков наркотиков…

— Действительно, задержали гражданина Таджикистана, который перемещал героин внутриполостным способом. Всего за 2010 год было зафиксировано семь таких случаев. Но это в основном заслуга сотрудников отдела по борьбе с контрабандой наркотиков. Сегодня визуально определить человека, который перевозит наркотики, очень сложно, в последнее время специфика его поведения изменилась. Когда 12 лет назад я пришёл на таможенный пост в аэропорту, у нас были налажены контакты со стюардессами, которые информировали, какой человек на борту не кушал, ничего не пил. Про такого с уверенностью в 99 процентов можно было сказать, что он что-то в себе везёт. В настоящее время технологии изменились, перевозчик может есть и пить в самолете, вести себя так же, как и другие пассажиры. Развивается преступность, не останавливается и таможня. Существуют экспресс-методы анализа, которые на месте позволяют определить, имеется ли внутри человека наркотическое вещество.

— Наверное, встречаются не только криминальные перевозчики.Везут в Красноярск экзотический товар?

— Несколько лет назад у нас склад был завален чучелами крокодилов. Провели большую разъяснительную работу, и уже года два крокодилы на таможне не встречались. Основная номенклатура — товары из Китая, ввозимые без декларирования, и контрафактная продукция. Очень часто нарушают правила граждане СНГ. Вяжут носочки-варежки и тысячами штук перемещают, чтобы окупить затраты. Провозить товары народного потребления не запрещено, но не нужно при этом нарушать таможенные правила. Кстати, согласно законодательству Таможенного союза, теперь на территорию России запрещён ввоз видеокамер, имитирующих игрушки, — средств, предназначенных для негласного получения информации. Например, нельзя ввезти авторучку, в которую встроена видеокамера, или медвежонка со спрятанной внутри него камерой, ноутбуки, оборудованные встроенной системой шифрования. В общем, если аппаратура закамуфлирована под какой-то предмет или меньше установленных размеров, на её ввоз требуется разрешение компетентных органов — ФСБ и Минпромторга. Вы должны доказать органам, что не продадите скрытую камеру или шифровальщик шпионам, а будете пользоваться оборудованием сами.

Все изъятые на таможне товары передаются в Росимущество, которое в судебном порядке признаёт эти вещи бесхозными и принимает решение, как дальше ими распоряжаться. Например, передаёт одежду в детские дома. Те же крокодилы сейчас находятся в музеях красноярских вузов.

— Взрывы в аэропорту Домодедово показали, насколько несовершенна у нас система защиты. Какие меры безопасности предпринимаются на таможенном посту в порту Красноярска?

— Вы, наверное, сами заметили, допуск в международный терминал ограничен, на входе стоит наряд милиции, идёт полная проверка всех входящих. Усилены меры контроля и при допуске в зону таможенного контроля. Работает видеонаблюдение.

— При рентгеновском просвечивании вещей выезжающего возможно заметить опасные предметы? Говорят, что в Домодедово бомба находилась в сумке, прибывшей с рейсом.

— У нас стоят современные аппараты, которые позволяют в автоматическом режиме выявлять подозрительные вещи — именно на содержание взрывчатых и наркотических веществ. Если в вещах присутствует состав, близкий к тротилу, толуолу, пластиту, аппарат начинает сигнализировать. Просто так не пропустит. Кроме того, у нас сейчас дежурят собаки. Каждый рейс встречают кинологи, и ещё до того, как пассажиры заберут свои вещи, их исследуют служебные собаки. Конечно, и животное может ошибиться. Стопроцентную гарантию дает только господь Бог.

— На воздушной границе в Красноярске были случаи задержания лиц, причастных к террористам?

— Бывают случаи, когда человека снимают с рейса. Органы пограничной службы выявляют лиц, которые находятся в федеральном розыске. Но всех, кто вызывает подозрение, сразу доставляют в линейное отделение ЛОВД, и мы не имеем информации, по какой статье проходит нарушитель.

— Случаются нападения на таможенников или недобрые проявления со стороны пассажиров?

— За весь срок моей службы нападение было только один раз. При оформлении рейса произошёл конфликт, потом группа встретила работника таможенного поста около дома и избила. Выяснить данные о нашем сотруднике очень легко — у каждого на груди информационная табличка, где указаны фамилия, имя, отчество. А угрозы и ругательства от пассажиров слышатся постоянно. Люди недовольны нашим таможенным контролем. Идеалом считается Московский аэропорт и порты мира, однако многие забывают, что столичные терминалы оснащены по последнему слову техники — человек ещё находится в воздухе, а наземным службам о нём уже известна вся информация. В 2009 году я проходил стажировку в аэропорту Нью-Йорка, и нам показывали, как действует эта система. У нас в группе была женщина, которая дважды пересекала границу США. Стоило только набрать её фамилию, тут же на табло высветилась информация о целях её пребывания в стране, места проживания и даже — совершала ли она нарушения. Может быть, через несколько лет и Красноярск дойдёт до такого уровня обеспечения безопасности: идёшь по “зеленому коридору” и никого не видишь. Но пока мы должны всё контролировать физически. Мы работаем в тесном контакте с человеком.

— Может быть, так надёжнее?

— Но не всем это нравится. Ведь 90 процентов граждан — честные, а из-за группки нарушителей, к сожалению, страдает большинство.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА