Общество

Учитель из Красноярска Елена Васильева рассказала о своей семейной династии педагогов

Её основатель — сельский учитель церковно-приходской школы Филипп Мирсанов.

Учитель из Красноярска Елена Васильева рассказала о своей семейной династии педагогов
Елена Васильева.

Михаил Шуклин

Просвещению и воспитанию посвятили свою жизнь представители этой династии. Её основатель — сельский учитель церковно-приходской школы Филипп Мирсанов. Его жена, Вера Мироновна, и сын Леонид также стали педагогами. Их внучка, Алла Авдиенко, долгие годы была директором красноярской школы № 100. В настоящее время в этом учебном заведении работает племянница Аллы Петровны, Елена Васильева, учитель истории и обществознания. Она и рассказала нам о династии.

Рискнул репутацией

В памятной книжке Забайкальской области за 1901 год упоминаются церковно-приходские школы Акшинского округа. Особое внимание уделено Цасучеевской горной школе, где законоучителем был священник Дионисий Эпов, а учителем — Филипп Мирсанов. В школе обучались 21 мальчик и 2 девочки. Именно здесь после окончания Иркутской учительской семинарии начал свою преподавательскую деятельность Филипп Гаврилович. Позже его перевели в село Ульхун, где он стал уважаемым учителем. Дочь местного купца Екатерина обратила на него внимание, и вскоре они создали семью. У них родились один сын и четыре дочери.

В 1920-е годы, во время раскулачивания, Филиппу Гавриловичу припомнили его дружбу с атаманом Семёновым и женитьбу на купеческой дочери. Это и стало основной причиной гонений. Филипп Мирсанов был сослан в село Тертеж Красноярского края, в то время как его замужние дочери остались в Ульхуне.

Филипп Гаврилович сначала был назначен конюхом на станции Божея в Манском районе. Но ему выпал шанс: в населённом пункте решили открыть школу, однако там не было учителя, и Мирсанов оказался единственным в округе с педагогическим образованием. Но он учился до революции и окончил Иркутскую учительскую семинарию, где преподавали Закон Божий, а не советскую педагогику. Директор педучилища в Красноярске рискнул своей репутацией и выдал ему аттестат. Так 1 сентября 1938 года Филипп Гаврилович стал учителем в Божеинской начальной школе.

В 1941-м учебное заведение расформировали, и Филиппа Мирсанова перевели в село Тертеж, где он преподавал математику в старших классах. Филипп Гаврилович уже много лет был вдовцом — жена Екатерина умерла от голода, и в Тертеже он встретил свою будущую жену — Веру Филиппову, преподавательницу русского языка и литературы. Она была приёмной дочерью бывшего руководителя красноярской учительской семинарии и вдовой белого офицера, прошедшая репрессии. Вера Мироновна стала верной спутницей Филиппа Гавриловича.

Так получилось, что сын Леонид после войны вернулся к отцу и тоже стал учителем. Мужья двух дочерей выбрали ту же профессию. Этой же дорогой пошли внуки и правнуки.

Драгоценное наставничество

Эту историю неоднократно рассказывала Елене Витальевне тётя Алла — внучка Филиппа Мирсанова. Алла Авдиенко — один из самых ярких представителей династии. Она ещё в юности поняла, что школа — её судьба. До поступления в педагогический вуз она трудилась пионервожатой в детском доме в Тертеже, затем, после получения среднего специального образования в педтехникуме, преподавала математику. Параллельно заканчивала исторический факультет в высшем учебном педагогическом заведении. Затем возглавила школу № 100 в Черёмушках (сегодня это лицей № 12). Заслуженный учитель, отличник народного просвещения, она почти пятьдесят лет своей жизни посвятила школе. Среди её многочисленных наград — звания «Директор года» и «Директор века». Учебное заведение стало образцовым, но для этого требовалось приложить много усилий. Когда Алла Авдиенко вступила в должность директора, здание школы было в плачевном состоянии. Алла Петровна трудилась над её восстановлением вместе с другими педагогами, параллельно укреплялись существующие педагогические традиции и внедрялись новые формы и методы.

— Тётушка была талантливым педагогом и организатором, — делится Елена Витальевна. — В ней сочетались логичность мышления и творческий подход, благодаря чему ей удалось многого добиться, а в школе была создана особая атмосфера и для детей, и для учителей. Она демонстрировала удивительные способности. Могла, например, грамотно проанализировать любой урок и предмет без всяких предварительных записей. Алла Петровна отлично знала методики преподавания, которые являются универсальными для школы. Каждый раз, когда мы показывали спланированные открытые уроки на конференциях и учебных мероприятиях, она подсказывала, где есть недоработки. Школа была площадкой, где опробовались новые методики, куда приезжали за опытом даже из других стран. Наставничество Аллы Петровны было драгоценным — я всегда чувствовала её поддержку, как и весь коллектив.

Директор школы уделяла особое внимание материально-техническому оснащению образовательного учреждения. Так, руководство комбината железобетонных и металлических конструкций построило новое здание, где находились мастерские и учебные классы: ребята трудились в производственных цехах. Алла Петровна считала, что трудовое воспитание способствует развитию, и делала всё, чтобы у её учеников была возможность получать навыки, которые могут пригодиться в жизни. Благодаря ей были налажены теснейшие связи с красноярскими вузами: Политехническим институтом, заводом-втузом, Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В школе лекции вели профессора, преподавался китайский язык.

У Аллы Петровны две дочери также выбрали профессию педагога. Одна преподавала русский язык и литературу, а другая — историю.

Любовь на всю жизнь

Продолжатель династии — и Елена Васильева. Хотя когда она была ребёнком, то хотела стать геологом — как родители. Отец и мать окончили техникум, встретили там друг друга, затем много ездили по работе — от Забайкалья до Сахалина.

— Меня увлекали минералы, я даже ходила в геологический кружок. Однако, пройдя первую практику, поняла: это не моё, — делится Елена Витальевна. — История стала моей любовью на всю жизнь. Читала много исторической литературы, в том числе книги из нашей домашней библиотеки, которая занимала целую стену дома. Вообще, мы со старшим братом читали всё подряд: поэзию, прозу, научно-популярную литературу.

На выбор профессии, возможно, повлияла учитель истории в школе.

— Она была увлечена своим предметом, — отмечает Елена Васильева. — Когда она рассказывала, то казалось, что она сама была участником тех давних событий.

Елена Витальевна горячо предана своей профессии и гордится тем, что является частью педагогической династии, которая объединила многих дальних родственников, принадлежащих к разным ветвям семьи. Правда, дети Елены Витальевны проявляют таланты в других сферах. Например, старшая дочь нашла себя в коммерции, являясь превосходным менеджером от природы. Сын Никита был мобилизован, сейчас служит в зоне СВО. Получил два ранения, находился на реабилитации. Династия учителей, основателем которой стал Филипп Мирсанов, уже более ста лет непрерывно продолжается. Сегодня она насчитывает 19 педагогов, представляющих четыре поколения. Среди них учителя русского языка и литературы, математики и физкультуры, истории и обществоведения, физики, химии, биологии, труда, начальных классов, иностранных языков. География работы династии — Приморский и Красноярский края, Читинская и Иркутская области, Томск и Новосибирск, Челябинск, Москва.

Нюанс

Крепкая семья — залог стабильности и процветания общества. Неслучайно 2024 год в России объявлен Годом семьи. В проекте «Городских новостей» журналисты рассказывают о семьях, которые живут в Красноярске и участвуют в жизни города.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА