Новости

Готовых рецептов нет, но жить по-старому невозможно

Готовых рецептов нет, но жить по-старому невозможно

VIII Красноярский экономический Форум
VIII Красноярский экономический Форум

Красноярский экономический форум далеко не всегда бывает столь представительным, как завершившийся на днях VIII-й. В МВДЦ “Сибирь” собрались делегаты не только множества российских регионов, но и США, Европейского сообщества, Азиатско-Тихоокеанского региона. Центральным событием КЭФ-2011, как ожидалось, должно было стать выступление заместителя председателя правительства — министра финансов Российской Федерации Алексея Кудрина. Именно от него собравшиеся намеревались услышать правительственное видение: какие уроки извлечены из кризиса и как будут перенастраиваться российская экономика и система управления.

Однако Алексей Леонидович не стал пробовать свои силы в несвойственном ему качестве оракула. Вместо этого он подробно остановился на рисках. Самое, пожалуй, негативное следствие — в 2011 году темпы роста экономики ожидаются ниже, чем в 2010. Вице-премьер объяснил эти безрадостные перспективы своеобразным “отскоком”, когда после посткризисного оживления экономика снижает темпы. Кроме того, в период экономического шторма держатели мировых финансовых ресурсов увели их в “тихие гавани” — низкодоходные, но малорисковые активы. А это означает, что предложение на рынке инвестиций существенно снизилось, и сейчас за финансовые ресурсы разворачивается острейшая конкурентная борьба.

Нефтегазовая модель развития страны признана несостоятельной. Впереди — новые реформы. Но и их влияние на экономику не бесспорно.

Всё это, конечно, так. Однако инвестиции пошли в Китай, Индию, Бразилию. Но не в Россию. И в этом смысле четвёртый член БРИК явно отстаёт от остальных. Ибо при четырёх процентах экономического роста в год мы проигрываем КНР безнадёжно.

Главный урок, который нам надо извлечь, по мнению Кудрина: ни в коем случае нельзя возвращаться к докризисной модели развития. Алексей Леонидович продемонстрировал последствия этой тупиковой модели влиянием нефтяных цен на валовый внутренний продукт, когда в течение года бюджет России из профицитного превратился в дефицитный, а суммарное падение ВВП составило десять процентов.

При всей очевидности мысль о тупиковом характере докризисной модели выглядит несколько крамольной, ибо высокие темпы роста российской экономики в первом десятилетии XXI века всегда ставились в заслугу действующей администрации. Впрочем, в отличие от методов, которые надо подвергнуть ревизии, преемственность целей, очевидно, сохранится. Во всяком случае, вице-премьер счёл нужным напомнить о том, что четыре года назад Президент РФ Дмитрий Медведев именно на Красноярском экономическом форуме озвучил принципы “четыре “И”: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. По словам Алексея Кудрина, эти приоритеты актуальны до сих пор.

Интересным обстоятельством (и это отметили многие слушатели выступления вице-премьера) является то, что практически все идеи о “перенастройке” российской экономики находятся в стадии разработки. А проекты достаточно масштабные. Например, создание в 2012 году специального фонда для поддержки 20 российских регионов, которые покажут себя лидерами в привлечении инвестиций. Или механизм преодоления удручающей демографической ситуации за счёт организации массовых миграций трудоспособного населения в точки роста. Почему мы не имеем сегодня готовых концепций модернизации? Либо хронически отстают разработчики, либо начал играть существенную роль “фактор 2012 года”, то есть предстоящих выборов. Косвенным подтверждением этого служат слова Алексея Кудрина: “Предстоящая избирательная кампания станет своеобразным тестом того, что сделала власть на посткризисном этапе. Только это обстоятельство даст нам мандат доверия для проведения экономических реформ”. Что означает как минимум два факта. Первое: после выборов нас ожидает очередной виток экономических преобразований. Второе: реформы будут достаточно крутыми, раз требуют мандата доверия. Сложнее определить направленность этих изменений. Здесь, как водится, каждый тянет одеяло на себя. Если Алексей Кудрин делает упор на государственные рычаги регулирования, то замминистра экономического развития Андрей Клепач, поддерживая либеральный имидж своего ведомства, видит пути модернизации в развитии предложения услуг, а не спроса на них. В первую очередь — услуг, связанных с развитием человеческого капитала, а именно здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения. Представляющий интересы бизнеса председатель совета директоров компании “Тройка-Диалог” Рубен Варданян находит причины недостаточной инвестиционной привлекательности России в размытости правил игры бизнеса и власти. То есть, говоря человеческим языком, требует большей независимости бизнеса от правительственных решений. А Эдвард Верона, президент Американо-Российского делового совета, со свойственным заокеанским гостям оптимизмом видит проблемы России в недостатке качественных американских товаров и намерен внести свою лепту, лоббируя отмену в США ряда дискриминационных актов, затрудняющих двустороннюю торговлю. Что интересно, Россия уже 20 лет как демократическое государство, а американцы до сих пор используют экономические ограничения, принятые в отношении СССР. И это в преддверии вступления нашей страны в ВТО…

Между тем далеко не все идеи и сентенции, высказанные на обсуждении, выглядят бесспорными. Например, идея формирования фонда поддержки инвестиционно-привлекательных регионов. Алексей Кудрин отметил, что средства фонда будут распределяться исходя из выполнения трех показателей: средний темп роста инвестиций за три года, уровень промышленного производства и размер налоговых платежей в отдельно взятом российском регионе. Но очевидно, что кандидаты ясны уже сегодня, и прежде всего это нефтегазовые и иные сырьевые регионы. Что же до объёма инвестиций, то и он в первую очередь будет расти в ресурсодобывающих отраслях. А следовательно, государственная поддержка будет стимулировать ту самую модель, от которой необходимо уйти.

Не столь бесспорна идея о развитии предложения в ущерб спросу. Во всяком случае с точки зрения экономической науки, которая всегда формулировала первичность спроса (именно он рождает предложение). Очевидно, что никакие государственные усилия не смогут стимулировать развитие производства при низком спросе населения. А он, несмотря на все бодрые заявления о росте благосостояния россиян, низок. Это, в частности, продемонстрировали в цифрах участники круглого стола по итогам ЭКСПО в Шанхае. Для того чтобы удовлетворить одну из базовых потребностей — потребность в жилье, — российская семья из трёх человек должна откладывать все свои доходы в течение семи лет. В то время как даже в странах Юго-Восточной Азии период накопления не превышает трёх лет. И это при всех титанических усилиях сделать российское жильё доступным.

Так что форум не дал готовых решений. Но заставил задуматься о многом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА