Новости

Квадратное яблочко Юли Зыковой.

Квадратное яблочко Юли Зыковой.

В Санкт-Петербурге состоялись Всероссийские соревнования по стрельбе из малокалиберного оружия и первенство России по стрельбе из пневматического оружия среди спортсменов до 20 лет. В Северную столицу приехали попытать счастья 312 стрелков, представлявших 44 региона страны. Среди них шесть мастеров спорта международного класса и 41 мастер спорта. В такой компании, да ещё если большинство соперниц на три-четыре года старше тебя, легко можно было стушеваться, но с Юлией Зыковой этого не случилось. Наиболее успешно красноярская винтовочница выступила в упражнении “стрельба из малокалиберной винтовки” (60 выстрелов из положения лёжа).

— Даже и не ждала, что мне удастся занять второе место, — говорит Юля, — и результат получился хороший — 591 очко из 600 возможных. Правда, победительнице удалось обойти меня на очко, но я не сильно расстроилась, поскольку задачу — выступить на мастерском уровне — выполнила. В малокалиберном стандарте (стрельба из положений: лёжа, стоя и с колена) заняла восьмое место. А вот стрельба из пневматической винтовки не особенно заладилась...

Не очень стабильному выступлению в стандарте и пневматике есть объяснение. В конце ноября трагически погиб тренер Юлии Зыковой и других ребят из секции “Юный динамовец” Аркадий Рудой. Это стало личной трагедией для каждого ученика Аркадия Михайловича и для всех людей, знавших этого человека — детского тренера от Бога. Только во второй половине января секция возобновила свою работу, за что огромное спасибо руководству краевого совета “Динамо” и его зампреду Александру Егорову. Он не только находит возможность выделять для секции дефицитное время в стрелковом тире, но и частично решает вопросы по обеспечению ребят оружием и боеприпасами. И даже находит пути для командирования юных стрелков на соревнования. А тренировки проводит сейчас мастер спорта Александр Черемных, ученик Аркадия Рудого. И это, видимо, наилучший вариант, поскольку Черемных и его подопечные одной тренерской методики, одной педагогической философии.

В чём она заключается? Одним из основополагающих её принципов являлось то, что Рудой детей не дрессировал, не натаскивал на результат, а приобщал их к сотворчеству. Его коллеги недоумевали, мол, что ты разжёвываешь ребятам технику выполнения упражнений, особенности того или иного вида оружия до таких подробностей, которые вовсе и не обязательно им знать в раннем возрасте. Но вот вам контраргумент от 15-летней Юлии Зыковой:

— Когда я разговаривала с некоторыми более старшими, чем я, стрелками, они иногда даже не могли понять, о чём это я с ними говорю. Они не знали о многих таких вещах, которым Аркадий Михайлович учил нас с самого начала. Я выполнила мастерский норматив уже через год, а они после пяти лет занятий стрельбой всё ещё по первому разряду стреляют. Кстати, Юля Каримова, которая также в прошлом году была победительницей юношеского первенства России, стала мастером, как и я, очень быстро.

А ещё тренер учил стрелков рассчитывать на огневом рубеже только на себя. И спрашивать за ошибки тоже только с себя. Это было необходимо ещё и потому, что на соревнования юных снайперов сопровождал обычно кто-либо из родителей, поскольку Рудой был тренером на общественных началах — он работал в “Динамо” мастером-оружейником. Вот потому профессиональной помощи на выездах ждать было не от кого. Разве что тяжеленный бокс-футляр с винтовками и спортивной формой взрослые помогут донести-докатить до автобуса или огневого рубежа. Но что-то мы всё о грустном? А давайте-ка спросим Юлю, за что она себя могла бы похвалить после последнего вояжа в Питер?

— Наверное, за то, что всего после трёх тренировок в Красноярске два упражнения из малокалиберной винтовки отстреляла неплохо. А на лёжке так даже установила личный рекорд.

Ближайший старт у Зыковой в феврале — чемпионат Сибирского федерального округа. В мартовские каникулы пройдёт и первенство России среди спортсменов 1995 года рождения. Но о своём участии в нём ясности у юной динамовки пока нет. Первая проблема — финансовая, а вторая связана с тем, что в этом году Юле сдавать экзамены, а тут надо ещё две недели питерских прогулов нагонять. Хотя Зыкова и возит с собой на соревнования учебники, полноценно позаниматься не всегда удаётся. Почему? Да хотя бы потому, что, даже когда стрелок сам не стреляет, голова его, как рассказывала Юля, всё равно продолжает обдумывать, анализировать прошедшее упражнение. Или, наоборот, набрасывать план завтрашней стрельбы с учётом недавнего горячего опыта. Что касается Санкт-Петербурга, то на чемпионате страны по пневматике, который начался сразу за юниорскими стартами, Зыковой наконец удалось посмотреть на всех сильнейших стрелков страны. И на своего кумира — Любовь Галкину.

Ну и что можно такого увидеть на стрелковых соревнованиях — это же не художественная гимнастика или футбол? Все стоят (или лежат) в одинаковых позах, винтовками или пистолетами не жонглируют, из рук в руки их не перекладывают. Не буду вам рассказывать в подробностях того, о чём мне поведала Юля. Однако пытливому и наблюдательному глазу есть за что зацепиться. И есть что перенять у великих. Как в техническом, так и психологическом плане. У некоторых спортсменов есть специальные предстартовые ритуалы, приметы, привычки. В ответ на мой вопрос, а есть ли что-то подобное у неё самой, Юля лишь улыбнулась:

— Ну разве только то, что в день соревнований никогда плотно не завтракаю. Никогда не стреляю на полный желудок. Так, парочку бутербродов с чаем: сытый голодного никогда не обстреляет. Но вот когда отработаешь упражнение, иногда очень хочется кушать, а потом добраться до кровати и лечь. Бывает, правда, когда выложишься на огневом рубеже без остатка, устаёшь очень сильно — ничего не хочется делать. Ни кушать, ни телевизор смотреть.

Да что это за вид спорта такой, в котором ни особой внешней привлекательности, ни такой славы, как у футболистов или чемпионок по художественной гимнастике! Почему юная Зыкова выбрала стрельбу, когда есть масса занятий внешне более интересных и захватывающих? Всё случилось как бы невзначай. Никто и не думал заставлять девочку учиться на чемпионку по стрельбе. Просто к Юлиному папе Андрею зашёл приятель и предложил съездить на стрельбище. А какой мужчина не любит громкой стрельбы? Да ещё из пистолета! Дали оружие и папиной дочке. Инструктор — а им оказался Аркадий Рудой — удивил Юлю, предложив продолжить заниматься стрельбой, а также тем, что сходу угадал её возраст — 12 лет. Интрига была, а удовольствия от тренировок — ноль.

— Поначалу меня сильно расстроило то, что надо часто тренироваться, — вспоминает Зыкова. — И поначалу из того, что мне говорил тренер, я мало что понимала.

А потом Юля разозлилась на себя за свою, как ей казалось, “бестолковость” и переломила ситуацию. Уже через две недели Рудой принёс ей мишень, где она все пять выстрелов положила, что называется, пуля в пулю в центре десятки. И даже вставил мишеньку в рамочку для ученицы, чтобы она запомнила свой первый успех. Сейчас у Зыковой хранятся несколько рулончиков мишеней с соревнований, где она выполнила нормативы кандидата в мастера и мастера спорта. Американцы хранят в рулонах доллары, а сибирячка — подтверждения своих снайперских талантов. Но есть и другие свидетели Юлиной настырности и неуступчивости — это обои в её комнатке. Именно там юная динамовка, стоя с пневматической винтовкой, отрабатывает технику её удержания и обработки выстрела. При этом стен Юля совсем не портит, поскольку тренируется без стрельбы. Вхолостую, как говорят спортсмены. То есть Юля просто стоит и заставляет винтовку вести себя смирно и не шевелиться. А сама пальчиком имитирует нажим на спусковой крючок. Мало того, Юля и круглое яблочко мишени на обоях не рисует — довольствуется напечатанными квадратиками. А когда на них уже и смотреть не хочется, спортсменка может просто закрыть глаза и работать вслепую. Кстати, мышечные ощущения при этом обостряются в разы.

И чего ради лишать себя общепринятых удовольствий жизни? Но в том то и дело, что у каждого из нас в этой жизни свои радости, свои маячки, свои цели-мишеньки. Юля, например, с удовольствием вспоминает свой первый старт на первенстве России среди стрелков 1992 года рождения на знаменитом стрельбище “Лисья нора”. Знаменателен он тем, что стал первым после годичного перерыва в тренировках. То есть это было осознанное возвращение в спорт.

— Хотелось просто проверить себя, — говорит Зыкова, — и многого от старта не ждала. Но выступила довольно хорошо: стала серебряным и бронзовым призёром в стрельбе из малокалиберной винтовки. Причём впервые в жизни в “стандарте” стреляла в финале — это когда после основного упражнения 12 лучших стрелков стреляют стоя дополнительные 10 выстрелов (75 секунд на каждый). Удалось выиграть серебряную медаль. А бронза — за стрельбу лёжа. Но самые острые переживания были на дебютном финале — на пневматике. На первом выстреле мушка прыгала так, что удержать её не было никаких сил. Выстрелила почти наудачу и попала в восьмёрку. Потом успокоилась немного, и дела пошли веселее. Для первого финала набрала неплохую сумму — 102 очка. Одну десятку попала в самый центр и заработала 10,9 очка — выше не бывает.

Но не эти воспоминания у Юли самые-самые. А те, что связаны с ноябрьской поездкой в Иркутск, где она выиграла стрельбу из пневматической винтовки и здорово выступила в стрельбе из мелкокалиберки. Вы представляете, стоя Зыкова в двух сериях по 10 выстрелов набрала 95 и 96 очков. То есть с дистанции 50 метров 11 раз послала пулю в сантиметровую десятку и только девять раз — в девятку.

— Запомнилось ощущение того, — призналась Юля, — что задуманное получается легко. От чего ещё получаю удовольствие кроме стрельбы? От подготовки к экзаменам (лукаво улыбается). Нравятся науки об обществе, английский и математика с химией. Вроде разные все предметы, но тем не менее.

А ещё у Юли есть верная подруга Аня, с которой они дружат с первого класса. С остальными одноклассниками тоже отношения хорошие: запросто могут дать ей списать контрольную, если их хорошо попросить. Но Зыкова не просит, разве что иногда позволяет себе сверить ответы, если перед этим пропустила из-за соревнований неделю-другую и нет у неё уверенности, что всё правильно. Ещё Юля никому не завидует, верит, что всего сможет добиться самостоятельно. А может ли поступить авантюрно?

— Только в том случае, — уточняет Юля, — если всё перед этим обдумаю: возможные варианты действий, сценарии развития событий. То есть это будет не совсем авантюра, а скорее подготовленный экспромт.

Когда после гибели Аркадия Рудого Каримову и Зыкову пригласили в Ижевск и завели разговоры о возможном переезде из Красноярска, Юля Каримова согласилась сделать это сразу. А Зыкова отказалась. Говорит, что не захотела уезжать из дома — от друзей, от школы, от родителей, да и вообще из Красноярска. Во всяком случае, пока. Причём в этом поступке ни тени рисовки. Объясню почему. Любимым изречением, которое любил повторять и Аркадий Рудой, у Юли Зыковой является фраза:

— Дело не проиграно, если есть хотя бы один дурак, готовый за него драться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА