Живой уголок
Сотрудник красноярского Стройнадзора помогает собакам социализироваться и вернуть веру в людей
Алабай — одна из самых древних пород.
В будни Виталий Кощеев трудится на государственной службе — в краевом Стройнадзоре. Он работает в отделе, который следит за тем, как застройщики исполняют российские законы. А в свободное от профессиональной деятельности время мужчина волонтёрствует в приюте «Центр помощи бездомным алабаям» в деревне Минино — занимается социализацией собак.
Независимость в крови
Алабай, или иначе среднеазиатская овчарка, — одна из самых древних пород, выведенная, по оценкам специалистов, от трёх до шести тысяч лет назад. Крупные, выносливые и бесстрашные псы служили кочевникам, выполняя роль пастухов и защитников. Сильные собаки должны были охранять хозяев и домашний скот от крупных хищников и при этом быть абсолютно не агрессивными по отношению к владельцам.
Отбор при селекции алабаев и их воспитание были очень жёсткими, потому что от поведения собаки зависела безопасность людей. Сегодня завести такого пса может практически любой желающий, у кого есть деньги на покупку щенка. А вот вырастить из милого неловкого малыша послушную взрослую собаку способен далеко не каждый. Не справившись с воспитанием, люди не находят другого варианта, как выбросить четвероногого друга на улицу. Так чаще всего в городе и появляются огромные лохматые бродяги — раненые, с покалеченной психикой. В Красноярске их подбирают, кормят, поят, лечат, выгуливают волонтёры «Центра помощи бездомным алабаям».
Сейчас в приюте содержатся 15 собак, среди них есть и чистопородные, и метисы. И все требуют внимания.
— Я помогаю приюту с января этого года, занимаюсь социализацией алабаев, — рассказывает Виталий Николаевич. — Очень интересно изучать психологию этих собак. Моя задача с ними не только подружиться, завоевать доверие, но и заслужить авторитет их старшего товарища. Сделать это сложно, ведь каждый из псов так или иначе пострадал от людей. Надо понимать, что алабай — необычная порода: это собаки, которые самостоятельно принимают решения. Например, немецкая овчарка без раздумий выполняет команду хозяина, а алабай сначала подумает и лишь потом будет что-то делать. Но в критической ситуации по защите они не требуют команд и молниеносно самостоятельно принимают решение. Независимость у них в крови.
Добрые внутри
По словам Виталия Николаевича, осваивать науку воспитания (или скорее перевоспитания) алабаев ему пришлось практически с нуля. Специалистов, которые могли бы поделиться полезной информацией о породе, мало, спасает литература, но и её не очень много.
— По натуре алабаи дружелюбные, ласковые, верные и довольно уравновешенные собаки, — объясняет волонтёр. — Однако на психику собак, оказавшихся в приюте, повлияли полученные за жизнь травмы. Я для занятий выбрал трёх псов. Беру их на поводок, гуляю, чтобы они привыкли спокойно реагировать на раздражители — на машины, других собак и людей. Это и называется социализацией. Она нужна, чтобы у новых хозяев (а найти их псам — мечта каждого волонтёра) не возникло проблем с содержанием питомцев. Ведь алабай — это ещё и очень опасная порода, заточенная на охрану территории, и нарушать границы, которые она у себя в голове установила, я никому не советовал бы.
Приюту нужны шефы
Конечно, алабаи дружелюбны только по отношению к своим. В родной семье очень хорошо ладят с детьми, но чужаков не терпят. Собаки, над которыми взял шефство волонтёр, перевоспитанию хотя и с трудом, но поддаются, постепенно признают лидерский статус Виталия Николаевича.
Один из алабаев, с которыми занимается наш герой, известен на всю страну. Это пёс Сармат, которого нынешней весной хозяйка протащила по дороге на поводке за машиной. Сейчас Сармат зовётся Арго, живёт в Центре помощи. Его откормили, подлечили, а вот от серьёзных проблемы с поведением пока не избавили.
— Только месяц назад смогли вывести его из вольера на прогулки, — рассказал Виталий Николаевич. — Лапы были стёртыми, он испытывал страшные боли, никого к себе не подпускал. Сложно было и раны обрабатывать, и даже кормить. Но причина агрессии у алабаев связана не только с травмами, но и с неправильным воспитанием, при котором не учитывались особенности породы. Эта собака знает себе цену, у неё должен быть жёсткий авторитет, иначе людей она считает обслуживающим персоналом, который должен жить по её правилам.
Спустя месяцы социализации Сармат-Арго понемногу стал доверять людям, но расслабляться рядом с ним пока рано. Как говорят в центре, пёс уже брал еду с рук, позволял погладить и относительно спокойно вёл себя на прогулках. Но недавно к нему вернулась пищевая агрессия, он сделал несколько попыток укусить руки, которые его кормят. Однако волонтёры и хозяйка Центра помощи бездомным алабаям Анна Шароватова продолжат работать, чтобы подарить Арго веру в людей.
Виталий Николаевич также мечтает, что у каждого из алабаев в приюте появятся новые хозяева или хотя бы шефы, которые возьмут собак под опеку и будут оказывать помощь в их содержании, как это практикуется, например, в красноярском парке флоры и фауны «Роев ручей». Впрочем, в приюте не откажутся от любой помощи — работы там хватает, собак нужно кормить, выгуливать и убирать у них в вольерах. Особенно рады будут в Центре помощи алабаям людям, которые интересуются этой породой и хотят больше знать о её повадках и характере.
Нюанс
Про алабая Сармата страна узнала в апреле этого года, когда в интернет попали видеоролики. На одном из них пожилая женщина пытается запихнуть породистого пса в багажник автомобиля, но собака не хочет запрыгивать, после чего хозяйка бьёт питомца. На второй записи женщина довольно быстро едет на машине по улице, а алабай, привязанный поводком к багажнику, пытается поспевать за ней.
После происшествия, получившего широкий общественный резонанс, хозяева отдали собаку в Центр помощи бездомным алабаям. За жестокое обращение с Сарматом бывших владельцев оштрафовали на пять тысяч рублей.