Новости

Покоритель полярного неба (улица Молокова)

Покоритель полярного неба (улица Молокова)

На пересечении улиц Молокова и 78-й Добровольческой бригады есть небольшая мемориальная доска. Появилась она сравнительно недавно - 29 февраля 2008 года. Здесь запечатлена информация о человеке, именем которого названа улица на Взлётке. Это известный красноярский лётчик, Герой Советского Союза, первопроходец полярных воздушных трасс, генерал-майор авиации Василий Молоков.

Доска, улица не единственные оставленные на карте краевого центра следы необычной, удивительной и насыщенной судьбы сибиряка. Остров, называвшийся в прошлом Телячий, тоже носит имя легендарного лётчика, участвовавшего в героической эпопее спасения челюскинцев в 1934 году и командовавшего в годы Великой Отечественной войны авиадивизией, а после около десяти лет проработавшего в гражданской авиации Красноярского края.

Биографии Василия Сергеевича можно позавидовать. Он во многих своих делах был первым. В 1929 году на гидросамолёте «Дорнье-Валь» впервые совершил полёт из Диксона в Красноярск. С начала 30-х годов двадцатого века крылья управляемой им авиатехники прокладывали вдоль Енисея первые воздушные трассы в Заполярье. Летом 1932 года Василий Молоков выполнил перелёт из Красноярска в Игарку. В послужном списке лётчика первый зимний рейс в Диксон, открытие трассы Красноярск - Якутск - Колыма - Чукотка, знаменитое воздушное кольцо над Арктикой длиною свыше 30 тысяч километров, перелёт на Северный полюс.

Лётчики говорят, что даже при сегодняшнем уровне развития авиации полёты в условиях Севера рискованное и серьёзное испытание как для техники, так и для пилотов. «На северах удобной лётной погодой мы с коллегами считали те условия, когда не было хотя бы сильного бокового ветра, а ходить на эшелонах при плотной облачности или садиться в застилавшем всё вокруг морозном тумане было, по сути, привычным делом», - вспоминал в одном из своих интервью командир экипажа Як-40 Михаил Цуркан.

…Василий Молоков родился в 1895 году в подмосковной деревне Иринино в крестьянской семье. В Первую мировую войну он окончил школу авиамехаников Балтийского флота. В 1918 году добровольно вступил в Красную Армию, а в 1921-м окончил Самарскую военную школу морских лётчиков. С 1931 года Молоков работал в гражданском воздушном флоте. Перейдя в управление полярной авиации, он приехал с семьёй в Красноярск и летал по енисейской авиалинии и в Арктике. Именно здесь, в тяжёлых сибирских условиях, ему предстояло совершить свои главные подвиги.

В начале 1930-х шло активное строительство воздушной линии в Красноярске. На гидродроме на острове Телячий были построены три жилых дома и два общежития для лётного состава, бензохранилище, причалы, ангары и гидроспуск. «Отсюда в Заполярье прокладывалась первая воздушная линия, - пишет в своих мемуарах Василий Молоков. - Она шла вдоль Енисея к Игарке и дальше к Северному Ледовитому океану. Эта авиалиния должна была связать глубинные районы Западной Сибири с Северным морским путем»...

В пути случалось многое. «Как-то доставлял я очередную группу геологов с их инструментами и приборами из Дудинки в Норильск... - вспоминает Василий Сергеевич. - Километров за тридцать от Норильска неожиданно сломался коленчатый вал у одного из моторов. Два других не могли тянуть перегруженную, как всегда, машину. Самолёт начало сильно трясти, и он стал медленно, но неуклонно снижаться. Что делать? Сесть в тундре - значит разбить машину... Единственный выход - вода. Но где же её взять? И надо же, километрах в семи от нас блеснула водная гладь - река. Только бы дотянуть до неё. Машина уже шла на высоте 50 метров. Перед нами возник высокий крутой берег, как гибельный барьер. Успеваю повернуть самолёт на 90 градусов (риск огромный, конечно, но иного выхода не было), и он послушно опускается на воду около самого берега. Вот когда всё решали секунды! До посёлка Норильск так и рулил по речке...»

1934 год. 13 февраля в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Эвакуация спасшихся с судна людей осуществлялась с помощью авиации. 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял с льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю лётчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 140-160 км от ледовой стоянки. Тогда со льдины больше всех - 39 человек - вывез дядя Вася, как любовно называли его потерпевшие крушение челюскинцы. На своём двухместном самолете Р-5 он умудрялся вывозить по шесть человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики. За спасение челюскинцев Василий Молоков в числе первых семи лётчиков был удостоен звания Героя Советского Союза, ему была вручена «Золотая Звезда» с порядковым номером три.

Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, Молокова назначили руководителем строительства авиатрассы, по которой перегоняли с Аляски американские самолёты по ленд-лизу. А с 1943-го он командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах. Наряду с другими боевыми орденами Молоков был награждён и полководческими - Суворова и Кутузова. После войны он работал в Главном управлении гидрометеослужбы …

… Герой Советского Союза генерал-майор авиации Анатолий Ляпидевский вспоминает, что на вопросы о геройстве и подвигах Василий Молоков отвечал:

  • Я не сделал ничего особенного. Я обыкновенный лётчик.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА